Постановление администрации Селивановского района от 03.05.2023 N 351 "Об утверждении Положения о наставничестве"



ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛИВАНОВСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2023 г. в„– 351

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 в„– 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", в соответствии с Законом Владимирской области от 10.12.2001 в„– 129-ОЗ "О Губернаторе и администрации Владимирской области", на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Владимирской области от 02.03.2023 в„– 2 постановляю:
1. Утвердить Положение о наставничестве согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Селивановского района обеспечить организацию наставничества на территории Селивановского района.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Селивановского района.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит размещению на официальном сайте муниципального образования Селивановский район Владимирской области: www.selivanovo.ru.

Глава администрации района
С.В.ЛЕБЕДЕВ





Приложение в„– 1
к постановлению
администрации
Селивановского района
от 03.05.2023 в„– 351

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о наставничестве на территории Селивановского района над несовершеннолетними, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Положение), семьями, находящимися в социально опасном положении, регламентирует задачи и порядок внедрения наставничества в системе профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
1.2. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 24 июня 1999 года в„– 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
1.3. Наставничество - форма индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссия), посредством закрепления за каждым подростком или семьей, находящейся в социально опасном положении, наставника из числа взрослых граждан с целью оказания положительного воспитательного воздействия, создания условий для эффективной социальной реабилитации.
1.4. Сущность наставничества заключается в подборе наставника, являющегося для несовершеннолетнего авторитетной значимой личностью, способного установить с несовершеннолетним взаимное доверительное отношение и быть для него положительным примером, оказать помощь родителям в воспитании несовершеннолетнего.

2. Цель, задачи наставничества

2.1. Цель наставничества - эффективное решение проблем детской безнадзорности, снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а также в отношении них, формирование у несовершеннолетних законопослушного поведения в социуме, общепринятых норм и навыков общественного поведения, создание позитивных жизненных установок, направленных на преодоление негативного отношения к окружающему сообществу, вывод из социально опасного положения семьи.
2.2. Задачи наставничества.
Оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической, правовой, социальной и других видов помощи несовершеннолетним, состоящим на профилактическом учете, их родителям (законным представителям).
Содействие органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений в организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете.
Организация просветительской работы с несовершеннолетними, родителями (законными представителями) в целях обеспечения безопасности ребенка, профилактики асоциальных явлений (наркомании, алкоголизма, табакокурения и других зависимостей), жестокого обращения и насилия над ребенком, восстановление социальных функций семьи.
Организация досуговой деятельности несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете.
Восстановление семейных ценностей и традиций.
Проведение мероприятий по индивидуальной программе реабилитации несовершеннолетнего в целях предупреждения совершения им антиобщественных действий.
Оказание помощи органу системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в разработке индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего с последующим внесением корректировки в нее, родителям (законным представителям) в воспитании несовершеннолетнего.
Участие в межведомственном взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и общественно опасных деяний несовершеннолетнего.
Участие в осуществлении мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего в пределах своих полномочий.

3. Организация наставнической деятельности

3.1. Наставничество устанавливается в отношении несовершеннолетних, состоящих на учете в Комиссии, семей, находящихся в социально опасном положении. Категории несовершеннолетних и родителей (законных представителей) определены в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года в„– 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних".
3.2. Наставник назначается решением Комиссии из числа представителей органов местного самоуправления, правоохранительных органов, депутатов, общественности, представителей военно-патриотических организаций, трудовых коллективов, духовенства, образовательных организаций, предпринимателей, волонтеров, обладающих высокими профессиональными и нравственными качествами, пользующихся авторитетом у подростков, с учетом формы наставничества, критериев и показателей отбора (выдвижения) наставников (приложение в„– 4).
3.3. Комиссией проводится организационная работа по формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников.
3.4. Наставник закрепляется за несовершеннолетним с согласия родителей (законных представителей).
3.4.1. Наставничество устанавливается продолжительностью на срок до достижения подучетным совершеннолетия или до снятия подростка с профилактического учета.
3.4.2. Наставник осуществляет мероприятия наставнической деятельности в отношении одного несовершеннолетнего (одной семьи).
3.4.3. Наставник назначается из числа лиц, обладающих значительным профессиональным и жизненным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе, авторитетных людей старше 18 лет с положительной репутацией, способных по своим деловым и моральным качествам стать позитивным примером для несовершеннолетнего или способствовать выводу семьи из социально опасного положения.
3.5. Наставниками несовершеннолетних не могут быть граждане следующих категорий:
признанные решением суда недееспособными или ограничено дееспособными;
лишенные решением суда родительских прав или ограниченные в родительских правах;
ненадлежащим образом исполняющие родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению и защите прав несовершеннолетних детей;
имеющие судимость или привлекавшиеся к административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, общественный порядок, общественную нравственность и безопасность.
3.6. Наставник, возлагающий на себя обязанности по обеспечению законопослушного поведения несовершеннолетнего, оказанию помощи родителям (законным представителям) в воспитании ребенка осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе.
3.7. Наставничество над несовершеннолетними является добровольным. Непосредственное руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет Комиссия и председатель межведомственной рабочей группы.
3.8. Председатель Комиссии обязан организовать:
оказание организационно-методической помощи наставникам в планировании и реализации воспитательных мероприятий с несовершеннолетними;
заслушивание отчетов наставников о проделанной работе;
стимулирование положительных результатов работы наставников.
3.9. Члены Комиссии осуществляют работу "института наставничества" в рамках своих полномочий и обязаны:
совместно с представителями правоохранительных органов, руководителями образовательных организаций, органа опеки и попечительства, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, организовать подбор наставников на основании требований Положения в сроки, установленные на заседании Комиссии;
оказывать организационно-методическую помощь наставникам в реализации воспитательных мероприятий;
осуществлять консультации (обучение) для наставников по основам педагогики и психологии, формам и методам индивидуальной воспитательной работы с несовершеннолетними;
оказывать организационную помощь наставникам в обеспечении занятости (в том числе трудовой) несовершеннолетних в учреждениях культуры, спорта, клубах по месту жительства, подростково-молодежных объединениях;
осуществлять консультативную помощь наставникам по вопросам изменений в законодательстве, связанных с выплатами государственных пособий и разового материального обеспечения, которые полагаются семьям несовершеннолетних, организации их отдыха, оздоровления и профилактического лечения;
обеспечивать психологическую, юридическую и социальную помощь несовершеннолетним и их семьям;
оказывать организационную помощь наставникам в обследовании материально-бытовых условий проживания несовершеннолетних, защите их жилищных прав;
содействовать наставникам в организации временного и постоянного трудоустройства несовершеннолетних;
обеспечить систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы на заседаниях Комиссии;
заслушивать отчеты наставников о проделанной работе;
анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества.

4. Права и обязанности наставника

4.1. Наставник несовершеннолетнего (семьи) имеет право:
инициировать выход по месту жительства, учебы или работы в целях, соответствующих воспитательным и образовательным задачам, и в порядке, не нарушающем прав и законных интересов несовершеннолетнего;
получать в соответствии с законодательством от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимую информацию о несовершеннолетнем и его родителях (законных представителях), связанную с исполнением обязанностей наставника;
участвовать совместно со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в реализации индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего;
обращаться в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за консультацией, необходимой помощью и содействием по вопросам воспитания подопечного несовершеннолетнего;
информировать Комиссию о неисполнении субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мероприятий индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего;
содействовать в получении образования, организации внеурочной занятости и обеспечении досуга несовершеннолетнего, в том числе совместного;
давать несовершеннолетнему, его родителям квалифицированные советы по соблюдению правил поведения в обществе;
обращать, при необходимости, внимание родителей (законных представителей) на неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетнего, разъяснять степень ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) родительских обязанностей;
выносить вопросы на обсуждение Комиссии о неисполнении родителями (законными представителями) несовершеннолетнего родительских обязанностей и участвовать при этом в заседаниях Комиссии;
принимать меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего.
4.2. Наставник несовершеннолетнего обязан:
оказывать в пределах своих полномочий помощь родителям (законным представителям) в исполнении ими обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего;
содействовать социальной реабилитации несовершеннолетнего, создавать условия для отказа от вредных привычек, противоправных действий, нарушений несовершеннолетними прав граждан, его окружающих;
содействовать регулярному посещению несовершеннолетним образовательной организации, контролировать его успеваемость, поведение в образовательном учреждении, на работе, в семье, на улице, общественных местах;
оказывать несовершеннолетнему содействие в трудоустройстве (при необходимости), способствовать вовлечению во внеурочную занятость в учреждениях дополнительного образования, учреждениях спорта, культуры и т.д.;
принимать меры к созданию необходимых условий для правильной организации учебы, труда и досуга несовершеннолетнего;
способствовать формированию у несовершеннолетнего законопослушного поведения;
оказывать содействие в формировании у несовершеннолетнего морально-нравственных ценностей и патриотизма, чувства ответственности перед обществом и государством;
оказывать содействие в урегулировании конфликтов, возникающих между несовершеннолетним и членами его семьи или другими гражданами;
предоставлять председателю Комиссии или (и) председателю межведомственной рабочей группы ежеквартально отчет наставника (приложение в„– 4) не позднее 5 числа следующего за отчетным кварталом.

5. Порядок установления и отмены наставничества

5.1. Учет лиц, желающих выполнять обязанности наставников несовершеннолетних, осуществляется Комиссией на основании сведений, представленных руководителями органов и учреждений системы профилактики (см. раздел 3 Положения).
5.2. Гражданин, желающий выполнять обязанности наставника, подает в Комиссию:
письменное заявление на имя председателя Комиссии с просьбой (согласием) о назначении его наставником за конкретным несовершеннолетним или из числа лиц, состоящих на учете в Комиссии (приложение в„– 1);
анкету по установленной форме (приложение в„– 2).
5.3. Комиссия имеет право запросить информацию о моральных, деловых и иных личных качествах кандидата в наставники с места его работы (учебы), а также данные, подтверждающие соответствие кандидата требованиям, указанным в разделе 3 настоящего Положения, в органах внутренних дел, опеки и попечительства, здравоохранения, иных органах и учреждениях.
5.4. Заявление кандидата в наставники рассматривается Комиссией на ближайшем заседании, решение оформляется постановлением Комиссии.
5.5. Решение о назначении наставника принимается с учетом персональных личностных, возрастных и иных особенностей несовершеннолетнего.
5.6. Решение о назначении наставника должно быть принято с согласия родителя (законного представителя) и с учетом мнения несовершеннолетнего.
5.7. Персональный наставник закрепляется за несовершеннолетним, или семьей, находящейся в социально опасном положении, решением Комиссии.
5.8. После принятия решения Комиссия принимает следующие меры:
выдает гражданину, назначенному наставником, копию решения (выписку) постановления Комиссии, памятку с правами и обязанностями наставника (раздел 4), информацию о подопечном несовершеннолетнем (Ф.И.О. несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей), адрес проживания и места обучения (работы), контактные телефоны);
сообщает несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям) о принятом решении и доводит до их сведения информацию о назначенном наставнике (Ф.И.О. гражданина, место основной работы, контактные телефоны); иные данные о наставнике (с согласия гражданина);
поручает руководителю образовательной организации, в которой обучается несовершеннолетний, совместно с наставником, психологом сформировать и утвердить индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего;
сообщает о назначении персонального наставника несовершеннолетнего в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ходатайствует об оказании гражданину необходимой помощи и содействия по вопросам воспитания несовершеннолетнего;
информирует по месту работы гражданина о принятом решении о его назначении в качестве наставника и ходатайствует перед руководителем организации (предприятия, учреждения и т.д.) о поощрении работника, выполняющего задачи наставника в свободное от работы время.
5.9. При закреплении наставника за несовершеннолетним родители (законные представители) не освобождаются от обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и от ответственности за его поведение.
5.10. Гражданин прекращает свою наставническую деятельность в следующих случаях:
выполнение индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего, позволившей достичь положительное воспитательное воздействие;
наличие письменного отказа гражданина от дальнейшей наставнической деятельности по собственной инициативе;
отстранение гражданина от дальнейшей наставнической деятельности по инициативе Комиссии;
достижение несовершеннолетним возраста 18 лет;
изменение места жительства несовершеннолетнего (переезд в другой населенный пункт);
иные объективные причины, препятствующие дальнейшей наставнической деятельности.
5.11. Отстранение гражданина от дальнейшей наставнической деятельности производится в случае поступления от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, других граждан и организаций сведений о неисполнении или ненадлежащем исполнении наставником своих обязанностей.
5.12. Сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении наставником своих обязанностей предварительно изучаются председателем и членами Комиссии на предмет объективности и достоверности, затем рассматриваются на заседании Комиссии для принятия соответствующего решения.
5.13. Прекращение деятельности наставника оформляется решением Комиссии.
5.14. После отстранения гражданина от наставнической деятельности Комиссия может принять решение о назначении другого наставника несовершеннолетнего.

6. Завершение наставничества

6.1. Наставничество завершается итоговым отчетом наставника перед Комиссией (приложение в„– 4).
6.2. Деятельность наставника оценивается Комиссией по следующим критериям:
положительная динамика успеваемости несовершеннолетнего, регулярное посещение учебных занятий;
отсутствие конфликтных и противозаконных ситуаций с участием несовершеннолетнего, нарушений общественного порядка;
восстановление социальной функции семьи.
6.3. Отчет наставника приобщается к личному делу несовершеннолетнего.
6.4. На основании предложения председателя Комиссии в установленном порядке рассматривается вопрос о поощрении наставника.

7. Поощрение наставников

7.1. Наставники, активно и добросовестно исполняющие свои обязанности, добившиеся положительных результатов в работе с несовершеннолетними, могут поощряться.
7.2. Комиссия во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики может организовывать и проводить конкурсы на лучшего наставника несовершеннолетнего.





Приложение в„– 1
к Положению
о наставничестве


Председателю КДН и ЗП








от

(Ф.И.О.)

проживающего(й) по адресу




паспорт N, серия, когда, кем выдан:





в„– телефона


Заявление.

Прошу назначить меня наставником несовершеннолетнего (в семью)

,
(Ф.И.О. несовершеннолетнего, число, месяц, год рождения)
проживающего по адресу:


(домашний адрес несовершеннолетнего)


Дата
подпись







Приложение в„– 2
к Положению
о наставничестве

Анкета гражданина,
желающего выполнять обязанности наставника несовершеннолетнего
(заполняется собственноручно)
1. Фамилия

Имя

Отчество

2. Число, месяц, год рождения

3. Образование (когда и какие учебные заведения окончил(а))


4. Сведения о месте работы на момент заполнения анкеты:

(должность, дата поступления, название, адрес и телефон организации, Ф.И.О. руководителя)
5. Опыт работы с несовершеннолетними:

(свои дети, законное представительство, педагогическая деятельность)

6. Домашний адрес (адрес регистрации, фактического проживания), номер телефона:

7. Дополнительная информация (существенные сведения о себе, например: сведения об отсутствии судимости и правонарушений, посягающих на права граждан, на общественный порядок и общественную безопасность, участие в работе общественного объединения, послевузовское образование, религиозные предпочтения и досуговые увлечения по желанию):

Мне известно, что заведомо ложные сведения, сообщенные в анкете, могут повлечь отказ в назначении меня наставником несовершеннолетнего.
С требованиями к гражданам, определяемым в качестве наставников несовершеннолетних, ознакомлен(а)
.
На проведение в отношении меня проверочных мероприятий согласен (согласна)
.
С правами и обязанностями наставника несовершеннолетнего ознакомлен(а) и согласен (согласна).

(дата заполнения, Ф.И.О. полностью, подпись)





Приложение в„– 3
к Положению
о наставничестве

КРИТЕРИИ
И ПОКАЗАТЕЛИ ОТБОРА (ВЫДВИЖЕНИЯ) НАСТАВНИКОВ

Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников являются:
- наличие личного желания стать наставником;
- авторитетность в среде коллег и жителей;
- высокий уровень развития ключевых компетенций:
· способность развивать других;
· способность выстраивать отношения с окружающими;
· ответственность;
· нацеленность на результат;
· умение мотивировать и вдохновлять других;
· способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже.

Формы
наставничества
Критерии
"Сверстник - сверстнику"
- ответственный, социально активный молодой человек 18 лет и старше с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель или призер региональных олимпиад и соревнований профессионального мастерства;
- участник образовательных, спортивных, творческих проектов (конкурсы, общественная деятельность, внеурочная деятельность, в т.ч. волонтерская (добровольческая) деятельность);
- увлекающийся и способный передать свою "творческую энергию" и интересы другим, образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности
"Профессионал - несовершеннолетнему"
- специалист, хорошо подготовленный для работы в определенной сфере;
- неравнодушный человек (гражданин) с активной жизненной позицией, высокой квалификацией;
- имеет стабильно высокие показатели в работе;
- обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к несовершеннолетнему как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге;
- способен и готов делиться опытом, лояльный, поддерживающий стандарты и правила, необходимые для воспитания личности;
- возможно, специалист с педагогическим образованием
"Опытный профессионал - несовершеннолетнему"
- опытный человек, имеющий профессиональные успехи (награды, грамоты, победитель различных профессиональных конкурсов и др.);
- человек, склонный к активной общественной работе;
- человек, обладающий коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией;
- имеющий большой жизненный опыт, способный осуществлять всестороннюю поддержку несовершеннолетнему в определении будущей профессии, законопослушном поведении





Приложение в„– 4
к Положению
о наставничестве

Отчет наставника
о профилактической работе с несовершеннолетним
за ______________ 20_____
Ф.И.О. наставника

Ф.И.О. несовершеннолетнего


Дата рождения несовершеннолетнего

Адрес проживания несовершеннолетнего



Сведения о проводимых мероприятиях

Дата
Название мероприятия
Итоги работы
Примечание













Дата

Подпись




------------------------------------------------------------------