Постановление администрации муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области от 09.03.2023 N 432 "Об утверждении Положения о наставничестве"



ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СУДОГОДСКИЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2023 г. в„– 432

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

Учитывая важность и значимость работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на территории МО "Судогодский район", для обеспечения индивидуального подхода к подросткам "группы риска" при организации и проведении профилактической работы в условиях межведомственного взаимодействия, на основании Федерального закона от 24.06.1999 в„– 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" постановляю:
1. Утвердить Положение о наставничестве согласно приложению в„– 1 к настоящему постановлению.
2. Утвердить форму заявления о назначении наставником согласно приложению в„– 2.
3. Утвердить анкету гражданина, желающего выполнять обязанности наставника несовершеннолетнего, согласно приложению в„– 3.
4. Утвердить критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников согласно приложению в„– 4.
5. Утвердить отчет наставника о проведенной профилактической работе согласно приложению в„– 5.
6. Постановление главы Судогодского района от 24.12.2009 в„– 2111 "О внедрении института наставничества на территории Судогодского района" считать утратившим силу.
7. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия и подлежит размещению на официальном сайте МО "Судогодский район".

Глава администрации
В.В.САФОНОВ





Приложение в„– 1
к постановлению
администрации
МО "Судогодский район"
от 09.03.2023 в„– 432

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о наставничестве над несовершеннолетними, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Положение), семьями, находящимися в социально опасном положении, регламентирует задачи и порядок внедрения наставничества в системе профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
1.2. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 24 июня 1999 года в„– 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
1.3. Наставничество - форма индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссия), посредством закрепления за каждым подростком или семьей, находящейся в социально опасном положении, наставника из числа взрослых граждан с целью оказания положительного воспитательного воздействия, создания условий для эффективной социальной реабилитации.
1.4. Сущность наставничества заключается в подборе наставника, являющегося для несовершеннолетнего авторитетной значимой личностью, способного установить с несовершеннолетним взаимное доверительное отношение и быть для него положительным примером, оказать помощь родителям в воспитании несовершеннолетнего.

2. Цель, задачи наставничества

2.1. Цель наставничества - эффективное решение проблем детской безнадзорности, снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а также в отношении них, формирование у несовершеннолетних законопослушного поведения в социуме, общепринятых норм и навыков общественного поведения, создание позитивных жизненных установок, направленных на преодоление негативного отношения к окружающему сообществу, вывод из социально опасного положения семьи.
2.2. Задачи наставничества:
оказание личностно ориентированной педагогической, психологической, правовой, социальной и других видов помощи несовершеннолетним, состоящим на профилактическом учете, их родителям (законным представителям).
Содействие органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений в организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете.
Организация просветительской работы с несовершеннолетними, родителями (законными представителями) в целях обеспечения безопасности ребенка, профилактики асоциальных явлений (наркомании, алкоголизма, табакокурения и других зависимостей), жестокого обращения и насилия над ребенком, восстановление социальных функций семьи.
Организация досуговой деятельности несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете.
Восстановление семейных ценностей и традиций.
Проведение мероприятий по индивидуальной программе реабилитации несовершеннолетнего в целях предупреждения совершения им антиобщественных действий.
Оказание помощи органу системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в разработке индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего с последующим внесением корректировки в нее, родителям (законным представителям) в воспитании несовершеннолетнего.
Участие в межведомственном взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и общественно опасных деяний несовершеннолетнего.
Участие в осуществлении мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего в пределах своих полномочий.

3. Организация наставнической деятельности

3.1. Наставничество устанавливается в отношении несовершеннолетних, состоящих на учете в Комиссии, семей, находящихся в социально опасном положении. Категории несовершеннолетних и родителей (законных представителей) определены в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года в„– 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних".
3.2. Наставник назначается решением Комиссии из числа представителей органов местного самоуправления, правоохранительных органов, депутатов, общественности, представителей военно-патриотических организаций, трудовых коллективов, духовенства, образовательных организаций, предпринимателей, волонтеров, обладающих высокими профессиональными и нравственными качествами, пользующихся авторитетом у подростков, с учетом формы наставничества, критериев и показателей отбора (выдвижения) наставников (приложение в„– 4).
3.3. Комиссией проводится организационная работа по формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников.
3.4. Наставник закрепляется за несовершеннолетним с согласия родителей (законных представителей).
3.4.1. Наставничество устанавливается продолжительностью на срок до достижения подучетным совершеннолетия или до снятия подростка с профилактического учета.
3.4.2. Наставник осуществляет мероприятия наставнической деятельности в отношении одного несовершеннолетнего (одной семьи).
3.4.3. Наставник назначается из числа лиц, обладающих значительным профессиональным и жизненным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе, авторитетных людей старше 18 лет с положительной репутацией, способных по своим деловым и моральным качествам стать позитивным примером для несовершеннолетнего или способствовать выводу семьи из социально опасного положения.
3.5. Наставниками несовершеннолетних не могут быть граждане следующих категорий:
признанные решением суда недееспособными или ограничено дееспособными;
лишенные решением суда родительских прав или ограниченные в родительских правах;
ненадлежащим образом исполняющие родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению и защите прав несовершеннолетних детей;
имеющие судимость или привлекавшиеся к административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, общественный порядок, общественную нравственность и безопасность.
3.6. Наставник, возлагающий на себя обязанности по обеспечению законопослушного поведения несовершеннолетнего, оказанию помощи родителям (законным представителям) в воспитании ребенка, осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе.
3.7. Наставничество над несовершеннолетними является добровольным. Непосредственное руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет Комиссия и председатель межведомственной рабочей группы.
3.8. Председатель Комиссии обязан организовать:
оказание организационно-методической помощи наставникам в планировании и реализации воспитательных мероприятий с несовершеннолетними;
заслушивание отчетов наставников о проделанной работе;
стимулирование положительных результатов работы наставников.
3.9. Члены Комиссии осуществляют работу "института наставничества" в рамках своих полномочий и обязаны:
совместно с представителями правоохранительных органов, руководителями образовательных организаций, органа опеки и попечительства, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения организовать подбор наставников на основании требований Положения в сроки, установленные на заседании Комиссии;
оказывать организационно-методическую помощь наставникам в реализации воспитательных мероприятий;
осуществлять консультации (обучение) для наставников по основам педагогики и психологии, формам и методам индивидуальной воспитательной работы с несовершеннолетними;
оказывать организационную помощь наставникам в обеспечении занятости (в том числе трудовой) несовершеннолетних в учреждениях культуры, спорта, клубах по месту жительства, подростково-молодежных объединениях;
осуществлять консультативную помощь наставникам по вопросам изменений в законодательстве, связанных с выплатами государственных пособий и разового материального обеспечения, которые полагаются семьям несовершеннолетних, организации их отдыха, оздоровления и профилактического лечения;
обеспечивать психологическую, юридическую и социальную помощь несовершеннолетним и их семьям;
оказывать организационную помощь наставникам в обследовании материально-бытовых условий проживания несовершеннолетних, защите их жилищных прав;
содействовать наставникам в организации временного и постоянного трудоустройства несовершеннолетних;
обеспечить систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы на заседаниях Комиссии;
заслушивать отчеты наставников о проделанной работе;
анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества.

4. Права и обязанности и наставника

4.1. Наставник несовершеннолетнего (семьи) имеет право:
инициировать выход по месту жительства, учебы или работы в целях, соответствующих воспитательным и образовательным задачам, и в порядке, не нарушающем прав и законных интересов несовершеннолетнего;
получать в соответствии с законодательством от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимую информацию о несовершеннолетнем и его родителях (законных представителях), связанную с исполнением обязанностей наставника;
участвовать совместно со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в реализации индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего;
обращаться в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за консультацией, необходимой помощью и содействием по вопросам воспитания подопечного несовершеннолетнего;
информировать Комиссию о неисполнении субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мероприятий индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего;
содействовать в получении образования, организации внеурочной занятости и обеспечении досуга несовершеннолетнего, в том числе совместного;
давать несовершеннолетнему, его родителям квалифицированные советы по соблюдению правил поведения в обществе;
обращать, при необходимости, внимание родителей (законных представителей) на неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетнего, разъяснять степень ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) родительских обязанностей;
выносить вопросы на обсуждение Комиссии о неисполнении родителями (законными представителями) несовершеннолетнего родительских обязанностей и участвовать при этом в заседаниях Комиссии;
принимать меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего.
4.2. Наставник несовершеннолетнего обязан:
оказывать в пределах своих полномочий помощь родителям (законным представителям) в исполнении ими обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего;
содействовать социальной реабилитации несовершеннолетнего, создавать условия для отказа от вредных привычек, противоправных действий, нарушений несовершеннолетними прав граждан, его окружающих;
содействовать регулярному посещению несовершеннолетним образовательной организации, контролировать его успеваемость, поведение в образовательном учреждении, на работе, в семье, на улице, общественных местах;
оказывать несовершеннолетнему содействие в трудоустройстве (при необходимости), способствовать вовлечению во внеурочную занятость в учреждениях дополнительного образования, учреждениях спорта, культуры и т.д.;
принимать меры к созданию необходимых условий для правильной организации учебы, труда и досуга несовершеннолетнего;
способствовать формированию у несовершеннолетнего законопослушного поведения;
оказывать содействие в формировании у несовершеннолетнего морально-нравственных ценностей и патриотизма, чувства ответственности перед обществом и государством;
оказывать содействие в урегулировании конфликтов, возникающих между несовершеннолетним и членами его семьи или другими гражданами.

5. Порядок установления и отмены наставничества

5.1. Учет лиц, желающих выполнять обязанности наставников несовершеннолетних, осуществляется Комиссией на основании сведений, представленных руководителями органов и учреждений системы профилактики (см. раздел 3 Положения).
5.2. Гражданин, желающий выполнять обязанности наставника, подает в Комиссию:
письменное заявление на имя председателя Комиссии с просьбой (согласием) о назначении его наставником за конкретным несовершеннолетним или из числа лиц, состоящих на учете в Комиссии (приложение в„– 1);
анкету по установленной форме (приложение в„– 2).
5.3. Комиссия имеет право запросить информацию о моральных, деловых и иных личных качествах кандидата в наставники с места его работы (учебы), а также данные, подтверждающие соответствие кандидата требованиям, указанным в разделе 3 настоящего Положения, в органах внутренних дел, опеки и попечительства, здравоохранения, иных органах и учреждениях.
5.4. Заявление кандидата в наставники рассматривается Комиссией на ближайшем заседании, решение оформляется постановлением Комиссии.
5.5. Решение о назначении наставника принимается с учетом персональных личностных, возрастных и иных особенностей несовершеннолетнего.
5.6. Решение о назначении наставника должно быть принято с согласия родителя (законного представителя) и с учетом мнения несовершеннолетнего.
5.7. Персональный наставник закрепляется за несовершеннолетним или семьей, находящейся в социально опасном положении, решением Комиссии.
5.8. После принятия решения Комиссия принимает следующие меры:
выдает гражданину, назначенному наставником, копию решения (выписку) постановления Комиссии, памятку с правами и обязанностями наставника (раздел 4), информацию о подопечном несовершеннолетнем (Ф.И.О. несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей), адрес проживания и места обучения (работы), контактные телефоны);
сообщает несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям) о принятом решении и доводит до их сведения информацию о назначенном наставнике (Ф.И.О. гражданина, место основной работы, контактные телефоны); иные данные о наставнике (с согласия гражданина);
поручает руководителю образовательной организации, в которой обучается несовершеннолетний, совместно с наставником, психологом сформировать и утвердить индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего;
сообщает о назначении персонального наставника несовершеннолетнего в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ходатайствует об оказании гражданину необходимой помощи и содействия по вопросам воспитания несовершеннолетнего;
информирует по месту работы гражданина о принятом решении о его назначении в качестве наставника и ходатайствует перед руководителем организации (предприятия, учреждения и т.д.) о поощрении работника, выполняющего задачи наставника в свободное от работы время.
5.9. При закреплении наставника за несовершеннолетним родители (законные представители) не освобождаются от обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и от ответственности за его поведение.
5.10. Гражданин прекращает свою наставническую деятельность в следующих случаях:
выполнение индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего, позволившей достичь положительное воспитательное воздействие;
наличие письменного отказа гражданина от дальнейшей наставнической деятельности по собственной инициативе;
отстранение гражданина от дальнейшей наставнической деятельности по инициативе Комиссии;
достижение несовершеннолетним возраста 18 лет;
изменение места жительства несовершеннолетнего (переезд в другой населенный пункт);
иные объективные причины, препятствующие дальнейшей наставнической деятельности.
5.11. Отстранение гражданина от дальнейшей наставнической деятельности производится в случае поступления от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, других граждан и организаций сведений о неисполнении или ненадлежащем исполнении наставником своих обязанностей.
5.12. Сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении наставником своих обязанностей предварительно изучаются председателем и членами Комиссии на предмет объективности и достоверности, затем рассматриваются на заседании Комиссии для принятия соответствующего решения.
5.13. Прекращение деятельности наставника оформляется решением Комиссии.
5.14. После отстранения гражданина от наставнической деятельности Комиссия может принять решение о назначении другого наставника несовершеннолетнего.

6. Завершение наставничества

6.1. Наставничество завершается отчетом наставника перед Комиссией (приложение в„– 4).
6.2. Деятельность наставника оценивается Комиссией по следующим критериям:
положительная динамика успеваемости несовершеннолетнего, регулярное посещение учебных занятий;
отсутствие конфликтных и противозаконных ситуаций с участием несовершеннолетнего, нарушений общественного порядка;
восстановление социальной функции семьи.
6.3. Отчет наставника приобщается к личному делу несовершеннолетнего.
6.4. На основании предложения председателя Комиссии в установленном порядке рассматривается вопрос о поощрении наставника.

7. Поощрение наставников

7.1. Наставники, активно и добросовестно исполняющие свои обязанности, добившиеся положительных результатов в работе с несовершеннолетними, по ходатайству Комиссии, других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут поощряться администрацией муниципального района или городского округа, организациями и учреждениями, общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями.
7.2. Комиссия во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики может организовывать и проводить конкурсы на лучшего наставника несовершеннолетнего.
7.3. Комиссия размещает на официальном сайте опыт лучших наставников.





Приложение в„– 2
к постановлению
администрации
МО "Судогодский район"
от 09.03.2023 в„– 432


Председателю КДН и ЗП








от

(Ф.И.О.)

проживающего(й) по адресу




паспорт N, серия, когда, кем выдан:





в„– телефона


Заявление.

Прошу назначить меня наставником несовершеннолетнего (в семью)

,
(Ф.И.О. несовершеннолетнего, число, месяц, год рождения)
проживающего по адресу:


(домашний адрес несовершеннолетнего)


Дата
подпись







Приложение в„– 3
к постановлению
администрации
МО "Судогодский район"
от 09.03.2023 в„– 432

Анкета гражданина,
желающего выполнять обязанности наставника несовершеннолетнего
(заполняется собственноручно)
1. Фамилия

Имя

Отчество

2. Число, месяц, год рождения

3. Образование (когда и какие учебные заведения окончил(а))


4. Сведения о месте работы на момент заполнения анкеты:


(должность, дата поступления, название, адрес и телефон организации, Ф.И.О. руководителя)
5. Опыт работы с несовершеннолетними:

(свои дети, законное представительство, педагогическая деятельность)

6. Домашний адрес (адрес регистрации, фактического проживания), номер телефона:



7. Дополнительная информация (существенные сведения о себе, например: сведения об отсутствии судимости и правонарушений, посягающих на права граждан, на общественный порядок и общественную безопасность, участие в работе общественного объединения, послевузовское образование, религиозные предпочтения и досуговые увлечения по желанию):



Мне известно, что заведомо ложные сведения, сообщенные в анкете, могут повлечь отказ в назначении меня наставником несовершеннолетнего. С требованиями к гражданам, определяемым в качестве наставников несовершеннолетних, ознакомлен(а)
.
На проведение в отношении меня проверочных мероприятий согласен (согласна)
.
С правами и обязанностями наставника несовершеннолетнего ознакомлен(а) и согласен (согласна).

(дата заполнения, Ф.И.О. полностью, подпись)





Приложение в„– 4
к постановлению
администрации
МО "Судогодский район"
от 09.03.2023 в„– 432

КРИТЕРИИ
И ПОКАЗАТЕЛИ ОТБОРА (ВЫДВИЖЕНИЯ) НАСТАВНИКОВ

Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников являются:
- наличие личного желания стать наставником;
- авторитетность в среде коллег и жителей;
- высокий уровень развития ключевых компетенций:
· способность развивать других;
· способность выстраивать отношения с окружающими;
· ответственность;
· нацеленность на результат;
· умение мотивировать и вдохновлять других;
· способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже:

Формы
наставничества
Критерии
"Сверстник - сверстнику"
- ответственный, социально активный молодой человек 18 лет и старше с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель или призер региональных олимпиад и соревнований профессионального мастерства;
- участник образовательных, спортивных, творческих проектов (конкурсы, общественная деятельность, внеурочная деятельность, в т.ч. волонтерская (добровольческая) деятельность);
- увлекающийся и способный передать свою "творческую энергию" и интересы другим, образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности
"Профессионал - несовершеннолетнему"
- специалист, хорошо подготовленный для работы в определенной сфере;
- неравнодушный человек (гражданин) с активной жизненной позицией, высокой квалификацией;
- имеет стабильно высокие показатели в работе;
- обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к несовершеннолетнему как к равному в диалоге и - потенциально будущему коллеге;
- способен и готов делиться опытом, лояльный, поддерживающий стандарты и правила, необходимые для воспитания личности;
- возможно, специалист с педагогическим образованием
"Опытный профессионал - несовершеннолетнему"
- опытный человек, имеющий профессиональные успехи (награды, грамоты, победитель различных профессиональных конкурсов и др.);
- человек, склонный к активной общественной работе;
- человек обладающий коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией;
- имеющий большой жизненный опыт, способный осуществлять всестороннюю поддержку несовершеннолетнему в определении будущей профессии, законопослушном поведении





Приложение в„– 5
к постановлению
администрации
МО "Судогодский район"
от 09.03.2023 в„– 432

Отчет наставника
о профилактической работе с несовершеннолетним
за ______________ 20_____
Ф.И.О. наставника

Ф.И.О. несовершеннолетнего


Дата рождения несовершеннолетнего

Адрес проживания несовершеннолетнего



Сведения о проводимых мероприятиях

Дата
Название мероприятия
Итоги работы
Примечание













Дата

Подпись




------------------------------------------------------------------