Решение Владимирского областного суда от 31.01.2023 по делу N 3а-32/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 1 части 1 статьи 3, статей 7 и 9 Закона Владимирской области от 12.03.2007 N 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области">



ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 января 2023 г. по делу в„– 3а-32/2023(3а-232/2022)

УИД в„– 33OS0000-01-2022-000337-33

Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кирюшиной О.А.
при секретаре М.,
с участием прокурора Денисова А.А.,
административного истца В.А., его представителя по устному ходатайству В.В.,
представителя административного ответчика Законодательного Собрания Владимирской области по доверенности Л.,
представителя административного ответчика Правительства Владимирской области по доверенности К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В.А. о признании недействующим в части Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области",

установил:

постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 28 февраля 2007 года в„– 56 "О Законе Владимирской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области" с учетом поправок принят Закон Владимирской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области" (т. 4 л. д. 195).
12 марта 2007 года указанный Закон Владимирской области подписан Губернатором Владимирской области и зарегистрирован Законодательным Собранием Владимирской области за в„– 19-ОЗ (далее по тексту - Закон Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ) (т. 4 л. д. 164 - 172).
Закон Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ опубликован в официальном издании газеты "Владимирские ведомости", в„– 50 от 21 марта 2007 года (т. 1 л. д. 76 - 78).
В последующем в указанный Закон неоднократно вносились изменения, в том числе Законами Владимирской области в„– 95-ОЗ от 6 июня 2008 года и в„– 119-ОЗ от 15 декабря 2011 года.
Согласно статье 1 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ (в редакции Закона Владимирской области в„– 95-ОЗ от 6 июня 2008 года) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Владимирской области, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), осуществляется с 1 января 2004 года.
Статьей 3 оспариваемого Закона установлены предельные размеры земельных участков при осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения. В статье 3 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ (в редакции Закона в„– 119-ОЗ от 15 декабря 2011 года) определено:
1. Установить минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:
1) при предоставлении земельного участка из государственных или муниципальных земель - в размере площади среднерайонной земельной доли;
2) при выделе земельного участка в счет земельной доли:
а) в размере площади земельной доли, определенной на момент бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий колхозов и совхозов в общую собственность в соответствии с законодательством;
б) в случае, если земельная доля была уменьшена за счет выделения в счет нее земельного участка по основаниям, установленным законодательством, - в размере площади уменьшенной доли;
3) при образовании земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, - в размерах, установленных пунктами 1 и 2 настоящей части, если при этом обеспечивается самостоятельное искусственное орошение и (или) осушение вновь образуемых земельных участков.
2. Установить максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, в размере 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
3. В целях настоящего Закона под среднерайонной земельной долей понимается норма бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий в собственность граждан, определенная на момент бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий в общую собственность в соответствии с законодательством.
Статьей 7 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ установлен порядок бесплатного предоставления земельных в собственность земельных участков религиозным организациям. В соответствии с указанной нормой земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставляются религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, когда такие земельные участки используются для ведения подсобного хозяйства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота для собственных нужд и обеспечения непосредственной деятельности религиозных организаций, за исключением земельных участков, не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Закона установлен порядок предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в фонде перераспределения.
Административный истец В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением (в окончательной редакции) о признании недействующими с 1 августа 2022 года или ранее указанной даты пункта 1 части 1 статьи 3, статьи 7, части 1 статьи 9 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ. Кроме того, просит обязать администрацию Владимирской области привести в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства статью 1 данного Закона, дополнив ее содержание указанием, что действие Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности (том 1 л. д. 53 - 55, том 4 л. д. 4 - 6, 16 - 18, 206 - 207). Полагает, что поскольку указанная норма не содержится в оспариваемом Законе, то административный ответчик, злоупотребляя предоставленными правами, незаконно в статье 7 и части 1 статьи 9 предусмотрел предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность религиозным организациям и гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в установленном размере, тем самым создав правовую неопределенность в его применении. Данные правовые нормы административный истец также просил признать недействующими, дополнив в ходе рассмотрения дела ранее заявленные требования, пояснив, что статья 7 противоречит классификатору видов разрешенного использования земельных участков, которым предусмотрено использование земельных участков под религиозное использование, осуществление религиозных обрядов, религиозное управление и образование. Использование религиозными организациями земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства законом не предусмотрено.
Также указывает, что пункт 1 части 1 статьи 3 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ противоречит статье 11.2 Земельного кодекса РФ, предусматривающей виды "образования" земельных участков, а не "предоставления", как это указано в оспариваемой норме. По мнению административного истца, глагол "предоставление" может быть использован применительно к оказанию муниципальных услуг, а не при установлении предельных размеров образуемых новых земельных участков.
Установленный данной нормой минимальный размер земельного участка, предоставляемого из земель сельскохозяйственного назначения - в размере площади среднерайонной земельной доли (в данном случае по Суздальскому району Владимирской области 5, 2 га) противоречит пункту 6.1 части 6 СНИП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, предусматривающего иную минимальную площадь садового участка - 0,04 га.
Установленный размер образуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в размере площади среднерайонной доли, делает невозможным реализацию гражданином права на образование участка из неразграниченных земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов Владимирской области, с целью ведения садоводства для собственных нужд в меньшем размере. О чем свидетельствует отказ Комитета по управлению имуществом и землеустройством Суздальского района Владимирской области в удовлетворении заявления административного истца от 1 августа 2022 года об утверждении схемы земельного участка для ведения садоводства.
В судебном заседании административный истец В.А., его представитель по устному ходатайству В.В. поддержали заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что полномочия Законодательного Собрания Владимирской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, форму (вид) в которой он принят, предусмотренные правила введения его в действие, в том числе правила опубликования не оспаривают.
Административный ответчик Законодательное Собрание Владимирской области в представленных в суд письменных возражениях, которые в судебном заседании поддержала его представитель по доверенности Л., просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что оспариваемый Закон принят Законодательным Собранием в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением процедуры, порядка опубликования, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца. Цели и задачи Закона определены в его преамбуле. Абзац 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ, пункт 7 статьи 27 Земельного кодекса РФ, так же как и другие нормы федерального законодательства, регулирующие спорные правоотношения, имеют прямое действие и не требуют воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации. Формулировка предмета правового регулирования в части 1 статьи 3 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ изложена в точном соответствии абзацу 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ. Действие СНИП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, на который ссылается административный истец, распространяется на иные правоотношения, не устанавливает минимальных размеров образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Также указала, что статьи 7 и 9 обжалуемого Закона прав административного истца не затрагивают и не нарушают.
Представитель административного ответчика Правительства (до переименования - Администрации) Владимирской области по доверенности К. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным Законодательным Собранием Владимирской области, дополнительно указав, что Правительство Владимирской области является ненадлежащим ответчиком.
Заслушав объяснения административного истца и его представителя, представителей административных ответчиков, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее также - Федеральный закон от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ) правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ содержат ряд норм, определяющих вопросы, регулируемые субъектами Российской Федерации или исключительно законами субъектов Российской Федерации (подпункт 8 статьи 39.5 ЗК РФ, пункт 4 статьи 1, статьи 4, 5, 8, пункты 4, 5.1, 7 статьи 10, пункт 4 статьи 12, пункт 4 статьи 12.1, пункты 7, 10 статьи 13.1, пункт 2 статьи 14.1 Закона в„– 101-ФЗ).
В частности, абзацем 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ установление минимальных размеров образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 8 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление земельного участка религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных правовых норм и в целях урегулирования на территории Владимирской области отношений, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения был принят Закон Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области".
В соответствии с действовавшими на день принятия данного Закона пунктом 1 статьи 4, подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10, подпункту "б" пункта 1 статьи 13 Устава (Основного Закона) Владимирской области (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого правового акта) Законодательное Собрание Владимирской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области, осуществляющим законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий.
Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 1, части 1 статьи 4, пункту 4 статьи 18 Закона Владимирской области от 7 мая 2002 года в„– 38-ОЗ "О Законодательном Собрании Владимирской области".
Пунктом 1 статьи 1-1 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ (введена Законом Владимирской области от 06.07.2009 в„– 57-ОЗ) установлено, что к полномочиям Законодательного Собрания области в сфере регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области относятся, в том числе, принятие законов Владимирской области, регулирующих отношения в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, в пределах компетенции Владимирской области как субъекта Российской Федерации.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что Законодательное Собрание Владимирской области является правомочным органом, принимающим законы Владимирской области, в том числе в области регулирования правоотношений, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, что не оспаривалось и административным истцом.
Довод административного истца об отсутствии предмета правового регулирования и сферы действия Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ суд находит необоснованным, поскольку указанные положения закреплены в преамбуле оспариваемого нормативного правового акта, в которой указано, что настоящий Закон принят в целях регулирования на территории Владимирской области отношений, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, в пределах полномочий Владимирской области.
Статьей 1 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ предусмотрено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Владимирской области, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" осуществляется с 1 января 2004 года.
Не воспроизведение в данной статье положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, а именно положений абзаца 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ, не свидетельствует о незаконности обжалуемой административным истцом статьи 1 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ предусмотрено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности). Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 7 статьи 27 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой действие пункта 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые или огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Данные правовые нормы, так же как и ряд других норм федерального законодательства, регулирующие спорные правоотношения (например, абзацы 4, 5 пункта 1 статьи 4 Закона в„– 101-ФЗ, пункт 1 статьи 11.9 ЗК РФ) имеют прямое действие на территории Российской Федерации и не требуют воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации.
Комплексное по своей природе правовое регулирование земельных отношений основывается на ряде принципов, в том числе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункты 2 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Указанные принципы конкретизированы в ряде норм земельного законодательства. Так, пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Поскольку определение минимальных размеров образуемых земельных участков затрагивает права и законные интересы землепользователей, то реализация такого права субъектами Российской Федерации, как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года в„– 186-О-О, должна быть соотнесена с устанавливаемыми ограничениями по владению, пользованию и распоряжению физическими и юридическими лицами земельными участками и обеспечивать их рациональное использование для осуществления сельскохозяйственного производства.
Таким образом, предоставленное статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ региональным законодателям право определения минимальных размеров образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения позволяет субъектам Российской Федерации, которые обладают сведениями о составе земель, их качественных и количественных характеристиках, организовать рациональное использование земель в целях совершенствования их распределения в соответствии с перспективами развития экономики региона, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель (абзац первый статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года в„– 78-ФЗ "О землеустройстве").
В целях реализации права, предоставленного вышеуказанной правовой нормой, статьей 3 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ установлены предельные минимальные размеры земельных участков при осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 названной статьи при предоставлении земельного участка из государственных или муниципальных земель минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлены в размере площади среднерайонной земельной доли.
При этом частью 3 указанной статьи установлено, что в целях настоящего Закона под среднерайонной земельной долей понимается норма бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий в собственность граждан, определенная на момент бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий в общую собственность в соответствии с законодательством.
При этом под сельскохозяйственными угодьями понимаются - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (часть 1 статьи 79 ЗК РФ).
Оспариваемые положения Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ не противоречат и не устанавливают дополнительные ограничения, не предусмотренные статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ, в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для граждан.
Оспариваемое административным истцом ограничение предельных минимальных размеров земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлено органом законодательной власти Владимирской области в пределах имеющихся у него полномочий по вопросу, отнесенному к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и направлено на рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения.
Данный подход соответствуют принципу справедливости, как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений и не свидетельствует об ограничении прав граждан на получение в соответствии со статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков для ведения садоводства, огородничества по договорам купли-продажи или аренды. Каких-либо дополнительных правил и ограничений оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения оспариваемая норма не содержит и не устанавливает.
При этом доводы административного истца о противоречии оспариваемой нормы пункту 6.1 раздела 6 "СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения, утвержденных приказом Минстроя России от 14 октября 2019 года в„– 618/пр, являются необоснованными, поскольку названный пункт 6.1 устанавливает минимальную площадь садового земельного участка в составе проекта застройки территории, а сам Свод правил распространяется на отношения по проектированию планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории (раздел 1 Свода правил), то есть, не относится к правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Также является необоснованным довод административного истца о противоречии пункту 1 части 1 статьи 3 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ положениям статье 11.2 Земельного кодекса РФ, предусматривающей виды "образования" земельных участков, а не "предоставления", как это указано в оспариваемой норме.
Из анализа содержания статьи 3 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ следует, что формулировка предмета правового регулирования данной правовой нормы изложена в точном соответствии абзацу 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года в„– 101-ФЗ. Понятие "предоставление земельных участков" также прямо закреплено в пункте 1 статьи 1 Федерального закона в„– 101-ФЗ, так как в сферу действия указанного Закона входит в том числе, определение условий предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые и нашли свое отражение в оспариваемом правовом акте.
Кроме того, в ходе рассмотрения данного административного дела при уточнении заявленных требований административным истцом были заявлены дополнительные требования о признании недействующими статьи 7 и части 1 статьи 9 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ.
Статья 7 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ устанавливает порядок бесплатного предоставления земельных в собственность земельных участков религиозным организациям. В соответствии с указанной нормой земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставляются религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, когда такие земельные участки используются для ведения подсобного хозяйства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота для собственных нужд и обеспечения непосредственной деятельности религиозных организаций, за исключением земельных участков, не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 9 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ регулирует порядок предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в фонде перераспределения.
Согласно части 1 указанной правовой нормы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в фонде перераспределения земель, предоставляются гражданам Российской Федерации, являющимся работниками сельскохозяйственных организаций и проработавшим в них не менее 3 лет, постоянно проживающим в сельской местности, в собственность однократно бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, животноводства, сенокошения, выпаса скота в размере, установленном действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны, в том числе сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены или о том, что существует реальная угроза их нарушения.
Обращаясь с требованиями об оспаривании статьи 7 и части 1 статьи 9 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ, административный истец не указал каким образом данные правовые нормы затрагивают его права, свободы и законные интересы. Доказательств обратного, а также доказательств применения к административному истцу указанных правовых норм в ходе рассмотрения дела также не представлено. В судебном заседании административный истец пояснил, что интересы какой-либо религиозной организации он не представляет, работником сельскохозяйственной организации не являлся и не является, в сельской местности постоянно не проживает.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что административный истец субъектом правоотношений, регулируемых статьей 7 и частью 1 статьи 9 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ, не является.
Довод административного истца о том, что статья 7 противоречит классификатору видов разрешенного использования земельных участков, которым предусмотрено использование земельных участков религиозными организациями лишь для осуществления религиозных обрядов, религиозного управления и образования основан на неправильном толковании норм права.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в„– П/0412 от 10 ноября 2020 года, регулирует иные правоотношения и содержит классификацию видов разрешенного использования земельных участков без указания субъектов пользования земельными участками и порядка предоставления земельных участков. Иные нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу на соответствие которым необходимо проверить как статью 7, так и часть 1 статьи 9 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ, административным истцом не указаны.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вопросы правоприменения оспариваемых положений, в том числе при рассмотрении заявления административного истца от 1 августа 2022 года об утверждении схемы земельного участка для ведения садоводства, находятся за рамками данного спора, рассматриваемого по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Процедура принятия Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ административным ответчиком не нарушена, соответствует требованиям статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьям 7 и 8 Закона Владимирской области от 7 мая 2002 года в„– 38-ОЗ "О Законодательном Собрании Владимирской области", статье 84 Регламента Законодательного Собрания Владимирской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 29 июля 2009 года в„– 180, и административным истцом не оспаривалась.
Закон Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ принят за основу (1 чтение) на заседании Законодательного Собрания Владимирской области 31 января 2007 года, на котором присутствовали 27 депутатов, проголосовали "за" - 26 депутатов (протокол заседания Законодательного Собрания от 31 января 2007 года в„– 1). Решение о принятии Закона в первом чтении оформлено постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 31 января 2007 года "7 "О проекте закона Владимирской области "О некоторых вопросах, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области". Закон принят в целом (2 чтение) на заседании Законодательного Собрания Владимирской области 28 февраля 2007 года, на котором присутствовал 31 депутат, проголосовали "за" - 26 депутатов (протокол заседания Законодательного Собрания Владимирской области от 28 февраля 2007 года в„– 2). Решение о принятии закона оформлено постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 28 февраля 2007 года в„– 56 "О Законе Владимирской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области". Закон подписан Губернатором Владимирской области 12 марта 2007 года и зарегистрирован Законодательным Собранием Владимирской области за в„– 19-ОЗ.
Излагающий в новой редакции статью 3 Закона Владимирской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области" Закон Владимирской области "О внесении изменений в Закон Владимирской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области" принят в редакции, предложенной согласительной комиссией, на заседании Законодательного Собрания Владимирской области 30 ноября 2011 года, на котором присутствовали 27 депутатов, проголосовали "за" - 27 присутствующих на заседании депутатов и 3 депутата проголосовали в письменных заявлениях (протокол заседания Законодательного Собрания Владимирской области от 30 ноября 2011 года в„– 12). Решение о принятии Закона оформлено постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 30 ноября 2011 года в„– 346 "О Законе Владимирской области "О внесении изменений в Закон Владимирской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области". Закон подписан исполняющим обязанности Губернатора Владимирской области 15 декабря 2011 года и зарегистрирован Законодательным Собранием Владимирской области за в„– 119-ОЗ.
Таким образом, Закон Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ, а также Закон Владимирской области от 15 декабря 2011 года в„– 119-ОЗ, вносящий в него изменения (в частности в оспариваемую статью 3), приняты на правомочных заседаниях Законодательного Собрания Владимирской области, в двух чтениях, большинством голосов от установленного числа депутатов, решения о принятии проекта закона в первом и втором чтении оформлены постановлениями Законодательного Собрания Владимирской области, в последующем подписаны Губернатором Владимирской области и зарегистрированы Законодательным Собранием Владимирской области.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Порядок официального опубликования и вступления в законную силу законов Владимирской области установлен Законом Владимирской области от 12 ноября 2003 года в„– 108-ОЗ "О порядке официального опубликования и вступления в законную силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов Владимирской области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области". Согласно статье 3 закон, принятый Законодательным Собранием, в течение семи дней со дня принятия направляется Губернатору, который в течение четырнадцати календарных дней со дня получения закона подписывает его и направляет на официальное опубликование. Закон подлежит официальному опубликованию в течение четырнадцати дней после дня его подписания Губернатором. Одновременно с законом подлежит официальному опубликованию постановление Законодательного Собрания о принятии закона.
Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в газете "Владимирские ведомости" либо в ином средстве массовой информации, определяемом в соответствии с требованиями действующего законодательства. Также официальным опубликованием закона и иного нормативного правового акта считается первое его размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (в ред. Закона Владимирской области от 12 августа 2014 в„– 91-ОЗ).
Как указывалось выше, Закон Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ, а также Законы Владимирской области, вносящие в него изменения, в том числе в„– 95-ОЗ от 6 июня 2008 года и в„– 119-ОЗ от 15 декабря 2011 года были опубликованы в официальном издании газеты "Владимирские ведомости" в„– 50 от 21 марта 2007 года; в„– 134 от 18 июня 2008 года и в„– 283 от 17 декабря 2011 года, соответственно. Одновременно с законами Владимирской области были опубликованы соответствующие постановления Законодательного Собрания о принятии Закона.
Таким образом, порядок принятия, вступления в законную силу и опубликования оспариваемого в части нормативного правового акта соблюдены и административным истцом по указанным основаниям не оспариваются.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. В связи с чем, административный иск В.А. о признании недействующим пункта 1 части 1 статьи 3, статей 7 и 9 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области" удовлетворению не подлежит.
Иные требования, изложенные административным истцом в просительной части административного иска, по своему содержанию являются общими декларативными доводами административного истца, не содержащими требований, подлежащих разрешению по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, либо по правилам иного судопроизводства, то есть являются позицией административного истца по данному делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления В.А. о признании недействующими пункта 1 части 1 статьи 3, статей 7 и 9 Закона Владимирской области от 12 марта 2007 года в„– 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области" - отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья
О.А.КИРЮШИНА


------------------------------------------------------------------