Постановление Правительства Владимирской области от 20.11.2023 N 826 "О государственной программе Владимирской области "Культурное наследие Владимирской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2023 г. в„– 826

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
"КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ"

В соответствии с Законом Владимирской области от 04.10.2022 в„– 77-ОЗ "О Правительстве Владимирской области", постановлением администрации области от 24.12.2021 в„– 880 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Владимирской области" Правительство Владимирской области постановляет:
1. Утвердить Стратегические приоритеты государственной программы Владимирской области "Культурное наследие Владимирской области" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы социального развития.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Владимирской области
А.А.АВДЕЕВ





Приложение
к постановлению
Правительства
Владимирской области
от 20.11.2023 в„– 826

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
"КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ"

1. Оценка текущего состояния сферы культурного наследия

Повышение роли объектов культурного наследия и сохранение исторической среды городов и поселений - одно из главных направлений государственной культурной политики, установленных Указом Президента РФ от 24.12.2014 в„– 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики". Владимирская область - край с уникальной историей, на территории которого сохранилось большое число памятников архитектуры и исторических территорий. Особую гордость составляют шедевры белокаменного зодчества, внесенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Богатство Владимирской земли составляют также исторические территории, характеризующиеся высокой степенью сохранности градостроительной структуры.
С учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире ее национальными интересами на современном этапе является укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народов России.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества, в том числе объекты археологического наследия и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В настоящих кардинально изменившихся условиях сохранение и возрождение культурного наследия не утрачивает своей способности активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни, решать самые насущные проблемы современности. Культурное наследие является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С его помощью решаются такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, на территории которых расположены объекты культурного наследия религиозного значения.
Доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия составляет 39 процентов. Ежегодно увеличивается число региональных памятников в руинированном или неудовлетворительном состоянии. Необходимы меры по передаче подобных бесхозных и разрушающихся памятников на условиях, обеспечивающих сохранность объекта культурного наследия, проведение реставрационных работ, привлекательных для нового пользователя или собственника. Важнейшим условием сохранения памятника истории и культуры является разработка и установление предметов охраны объектов культурного наследия, границ территорий объектов культурного наследия. В настоящее время 1377 памятников из 3877 обеспечены границами территорий, 1069 - предметами охраны.
Во Владимирской области на конец 2022 года на государственной охране состоит более 3,8 тысячи объектов культурного наследия, включая около 1 тысячи выявленных объектов культурного наследия, ежегодно выявляется порядка 5 - 10 новых объектов, по которым проводится историко-культурная экспертиза в целях обоснования целесообразности включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
На территории Владимирской области расположены 3 города, имеющие статус исторического поселения. Города: Владимир, Гороховец и Суздаль входят в перечень исторических поселений России, утвержденный приказом Минкультуры России от 04.04.2023 в„– 839 "Об утверждении перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации".
Исторические поселения представляют огромный интерес с точки зрения познавательного туризма не только на региональном, но и всероссийском и международном уровнях, а также способствуют созданию положительного образа региона, что послужит дополнительным фактором для привлечения инвестиций.
На указанных территориях расположено значительное количество объектов культурного наследия, требующих принятия мер по сохранению.
Президентом Российской Федерации по итогам заседания Совета по культуре и искусству от 23 января 2021 года даны поручения по принятию мер по консервации объектов культурного наследия. В 2022 году в рамках года культурного наследия народов России за счет средств федерального бюджета, выделенных Минкультуры России, реализованы мероприятия по сохранению аварийных объектов культурного наследия. 4 объекта культурного наследия религиозного назначения Владимирской области были включены в данный проект:
"Никольская церковь", 1797 г. (Суздальский район, с. Лопатницы, ул. Старое Косино, дом 2-б);
"Казанская церковь", 1814 г. (Меленковский район, с. Верхозерье, ул. Московская, д. 36);
"Покровская церковь", XIX в. (Собинский район, МО Рождественское сельское поселение, с. Алепино, ул. Победы, д. 2-а);
"Петропавловская церковь", 1898 г. (г. Юрьев-Польский).
В государственной собственности Владимирской области находится 313 объектов культурного наследия религиозного назначения, из которых 136 памятников в неудовлетворительном и частично руинированном состоянии, не используются и постепенно разрушаются.
Основными проблемами сохранения, эффективного использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия являются:
высокая степень физической изношенности значительного количества объектов культурного наследия, создающая угрозу их полной физической утраты;
недостаточность объема финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия, прежде всего их консервации, ремонту и реставрации;
отсутствие в области действенного механизма повышения инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия как объектов доходной недвижимости;
слабая вовлеченность объектов культурного наследия в индустрию туризма, в том числе культурно-познавательного, в инфраструктуру социально-бытового обслуживания населения области и ее гостей, что не приносит экономического эффекта от финансирования сохранения объектов культурного наследия.
На протяжении длительного периода из-за хронического недофинансирования отрасли объемы реставрационных работ были недостаточными. Большое количество объектов, находящихся в региональной собственности и расположенных на территории Владимирской области, находятся в неудовлетворительном состоянии.
Реализация государственной программы "Культурное наследие Владимирской области" создаст благоприятные условия для сохранения объектов культурного и исторического наследия Владимирской области, позволит решить вышеуказанные проблемы и защитить памятники от угрозы повреждения или уничтожения, обеспечить эффективный контроль и сохранность культурного наследия области в интересах будущих поколений.

2. Приоритеты государственной политики в сфере
реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере культуры определены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 в„– 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 в„– 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 в„– 326-р.
Требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере культуры определяются Федеральным законом от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Указом Губернатора Владимирской области от 13.04.2017 в„– 37 "Об утверждении Стратегии государственной национальной политики во Владимирской области на период до 2025 года" определены приоритеты государственной национальной политики во Владимирской области, которыми являются:
развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, включающих объекты культурного наследия (памятники истории и культуры);
организация посещения детьми и молодежью Владимирской области объектов исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, памятных мест, городов-героев и городов воинской славы.

3. Цели и задачи государственного управления и способы
их эффективного решения в сфере реализации
государственной программы

Мероприятия государственной программы направлены на достижение национальной цели развития "Возможности для самореализации и развития талантов", определенной Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 в„– 2765-р (далее - Единый план), путем достижения целевого показателя "Увеличение числа посещений культурных мероприятий до 40,398 млн. ед. в год к концу".
Фактором достижения национальной цели развития по указанному целевому показателю является индикатор "Количество объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в удовлетворительном состоянии, тыс. единиц". Для достижения качественных результатов в культурной политике Единым планом выделяется приоритетное направление - реставрация и сохранение объектов культурного наследия, целью которого является повышение уровня сохранности объектов культурного наследия к концу 2030 года.
На региональном уровне Мероприятия государственной программы направлены на улучшение качества жизни населения, создание условий, способствующих всестороннему духовному развитию личности, повышению качества человеческого капитала, являющегося основным ресурсом социально-экономического развития Владимирской области в долгосрочной перспективе.
Достижение целей государственной программы осуществляется путем решения следующих задач в рамках реализации государственной программы:
1) обеспечение сохранности объектов культурного наследия путем выполнения проектно-сметных, ремонтно-реставрационных, противоаварийных, консервационных работ, а также технического и авторского надзора;
2) обеспечение объектов культурного наследия необходимой документацией для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации путем разработки проекта предмета охраны и границ территорий объектов культурного наследия, организации государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия, в том числе в отношении выявленных объектов культурного наследия, подготовки материалов для составления актов технического состояния объектов культурного наследия.


------------------------------------------------------------------