Постановление Правительства Владимирской области от 20.10.2023 N 764 "О Концепции реализации государственной миграционной политики Владимирской области на период до 2025 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2023 г. в„– 764

О КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2018 в„– 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы", Законом Владимирской области от 04.10.2022 в„– 77-ОЗ "О Правительстве Владимирской области" Правительство Владимирской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию реализации государственной миграционной политики Владимирской области на период до 2025 года согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
- постановление Губернатора Владимирской области от 22.07.2013 в„– 847 "Об утверждении концепции реализации государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года во Владимирской области";
- постановление Губернатора Владимирской области от 10.12.2013 в„– 1373 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 22.07.2013 в„– 847 "Об утверждении концепции реализации государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года во Владимирской области";
- постановление администрации Владимирской области от 15.12.2014 в„– 1270 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 22.07.2013 в„– 847 "Об утверждении концепции реализации государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года во Владимирской области";
- постановление Правительства Владимирской области от 21.03.2023 в„– 163 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 22.07.2013 в„– 847";
- постановление администрации Владимирской области от 05.09.2014 в„– 935 "Об утверждении плана реализации концепции миграционной политики во Владимирской области до 2025 года";
- пункт 2 постановления администрации Владимирской области от 08.07.2016 в„– 596 "О внесении изменений в отдельные постановления администрации области";
- постановление администрации Владимирской области от 28.10.2016 в„– 950 "О внесении изменений в приложение к постановлению администрации области от 05.09.2014 в„– 935 "Об утверждении плана реализации концепции миграционной политики во Владимирской области до 2025 года";
- постановление Правительства Владимирской области от 20.03.2023 в„– 151 "О внесении изменений в постановление администрации области от 05.09.2014 в„– 935".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы социального обеспечения.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Владимирской области
А.А.АВДЕЕВ





Приложение
к постановлению
Правительства
Владимирской области
от 20.10.2023 в„– 764

КОНЦЕПЦИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

I. Общие положения

Концепция реализации Государственной миграционной политики Владимирской области на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Владимирской области по регулированию миграционных процессов на территории Владимирской области.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Владимирской области во взаимосвязи с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2018 в„– 622.

II. Условия формирования и реализации миграционной
политики Владимирской области

Владимирская область - это динамично развивающийся регион России, имеющий многоотраслевую структуру экономики. Стабильная политическая обстановка, устойчивая социально-экономическая ситуация, благоприятный инвестиционный климат создают надежную основу для развития экономики области, а также миграционной привлекательности.
Динамика количества пребывающих и проживающих на территории региона иностранных граждан и лиц без гражданства в целом остается достаточно стабильной.
На территории Владимирской области на 1 января 2023 года зарегистрировано 1325510 человек, в том числе мужчин - 601774, а женщин - 723736 человек. Численность населения трудоспособного возраста по итогам 2022 года составила 707,0 тыс. человек.
Демографическая ситуация в области характеризуется ростом естественной убыли населения. Так, по итогам 2022 года естественная убыль составила 13,8 тыс. человек, 2021 года - 18,9 тыс. человек, 2020 года - 14,5 тыс. человек.
На динамику численности населения Владимирской области оказывают влияние процессы естественного и миграционного движения населения. За 7 месяцев 2023 года на миграционный учет по месту пребывания территориальными органами МВД России на районном уровне поставлено 62010 иностранных граждан.
Самые масштабные миграционные потоки направлены из стран СНГ. Лидирующее место по количеству поставленных на миграционный учет иностранных граждан в регион занимают граждане Республики Узбекистан - 18711 чел. и Республики Таджикистан - 11112 чел.
В структуре мигрантов из стран дальнего зарубежья превалируют граждане Вьетнама - 838 чел., Китая - 555, Турции - 201, Туркменистана - 195, Германии - 108.
На территории Владимирской области на миграционный учет поставлено: в 2016 году - 131357 граждан, 2017 году - 168802 граждан, 2018 году - 161201 гражданин, 2019 году - 162666 граждан, 2020 году - 65414 граждан, 2021 году - 91620 граждан, 2022 году - 124135 граждан.
Снято с миграционного учета: в 2016 году - 66085 иностранных граждан, 2017 году - 92531 иностранный гражданин, 2018 году - 88319 иностранных граждан, 2019 году - 106241 иностранный гражданин, 2020 году - 46699 иностранных граждан, 2021 году - 52182 иностранных гражданина, 2022 году - 72813 иностранных граждан.
Въехало на территорию Российской Федерации в качестве:
- туристов (в 2016 году - 43124 чел., в 2017 году - 54306 чел., в 2018 году - 50832 чел., в 2019 году - 63090 чел., в 2020 году - 1747 чел., в 2021 году - 2055 чел., в 2022 году - 1682 чел.);
- с целью осуществления трудовой деятельности: (в 2016 году - 28318 чел., в 2017 году - 38155 чел., в 2018 году - 34760 чел., в 2019 году - 27793 чел., в 2020 году - 7502 чел., в 2021 году - 64858 чел., в 2022 году - 86021 чел.);
- с частными целями (в 2016 году - 8980 чел., в 2017 году - 15184 чел., в 2018 году - 11884 чел., в 2019 году - 12521 чел., в 2020 году - 3749 чел., в 2021 году - 11663 чел., в 2022 году - 22196 чел.).

Таблица в„– 1

Численность иностранных граждан, прибывших в регион в качестве туристов (основные страны исхода), чел.

2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
Китай
19758
28515
25851
40135
353
52
60
Италия
5254
4214
4463
2838
56
44
27
Япония
3221
4100
2492
1494
11
22
3
Германия
790
1123
1314
1413
128
185
86
Тайвань
2705
302
1599
1572
61
1
5
Франция
2267
3505
3011
3507
93
111
35
Испания
997
963
589
891
8
13
8
США
780
1280
1224
1332
55
72
29
Нидерланды
414
704
882
667
32
10
4
Гонконг
0
10
7
18
1
0
0
Израиль
1294
1741
1049
1239
18
16
15
Аргентина
421
729
437
334
6
1
4
Бразилия
108
379
271
258
7
8
13
Австралия
421
544
731
607
22
2
1
Численность иностранных граждан, прибывших в регион с целью осуществления трудовой деятельности (основные страны исхода), чел.
Узбекистан
16130
19514
17888
14574
3400
34875
46414
Таджикистан
4734
6350
5991
5458
1652
18388
27369
Вьетнам
607
1189
934
604
71
1303
1749
Армения
1834
2501
2321
1630
481
3348
3245
Украина
1283
3248
2958
999
302
830
578
Азербайджан
1465
1199
1023
875
242
1547
1721
Молдова
769
962
761
704
124
382
242
Киргизия
381
820
828
828
341
2061
2779
Китай
417
539
375
386
117
448
259
Численность иностранных граждан, прибывших в регион с частными целями (основные страны исхода), чел.
Узбекистан
1361
2340
2669
2664
686
1822
2643
Таджикистан
655
1536
1629
1650
589
3713
7151
Молдова
683
897
679
641
227
446
462
Армения
481
1400
586
487
194
1036
1028
Украина
3361
3560
3027
3101
931
1941
7500
Азербайджан
923
3098
993
1139
297
564
710
Казахстан
324
349
346
387
143
427
469
Киргизия
221
230
444
507
95
509
577
Беларусь
226
338
329
555
250
365
474
Вьетнам
60
232
133
127
8
89
59
Германия
59
158
109
127
14
69
47

В отдельную категорию входят иностранные граждане, которые въезжают на территорию Владимирской области с целью прохождения обучения. Количество данных граждан на 2022 год составило 1332 человека, из которых 1227 человек проходили обучение в учреждениях среднего профессионального образования, 105 человек - в учреждениях высшего профессионального образования.
Закон различает три последовательных режима пребывания иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание.
По информации Управления по вопросам миграции УМВД России по Владимирской области в 2016 году было оформлено разрешений на временное проживание в количестве 2443, в пределах квоты - 876; в 2017 году - 2600, в пределах квоты - 1081; в 2018 году - 2570, в пределах квоты - 793; в 2019 году - 2156, в пределах квоты - 523; в 2020 году - 1315, в пределах квоты - 423; в 2021 году - 1556, в пределах квоты - 306; в 2022 году - 2077, в пределах квоты - 169.
Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, которым оформлен вид на жительство, то в 2016 году данных граждан было 2479 чел., в 2017 году - 2261 чел., в 2018 году - 2056 чел., в 2019 году - 2093 чел., в 2020 году - 935 чел., в 2021 году - 2184 чел., в 2022 году - 2768 чел.
Иностранных граждан, имеющих разрешения на работу в 2016 году было 1275 чел., в 2017 году - 2102 чел., в 2018 году - 1698 чел., в 2019 году - 1695 чел., в 2020 году - 1208 чел., в 2021 году - 1196 чел., в 2022 году - 1555 чел.
Оформлено патентов иностранными гражданами и лицами без гражданства: в 2016 году - 9891, в 2017 году - 10921, в 2018 году - 11106, в 2019 году - 2600, в 2020 году - 6359, в 2021 году - 15271, в 2022 году - 15078.
В общем потоке трудовых мигрантов, получивших патенты, подавляющее большинство составляют граждане:
- Таджикистана (в 2016 году - 2034 чел., в 2017 году - 2149 чел., в 2018 году - 2321 чел., в 2019 году - 2920 чел., в 2020 году - 1552 чел., в 2021 году - 4870 чел., в 2022 году - 5347 чел.);
- Республики Узбекистан (в 2016 году - 0 чел., в 2017 году - 8036 чел., в 2018 году - 8367 чел., в 2019 году - 8987 чел., в 2020 году - 4503 чел., в 2021 году - 9964 чел., в 2022 году - 9465 чел.);
- Украины (в 2016 году - 6461 чел., в 2017 году - 400 чел., в 2018 году - 272 чел., в 2019 году - 264 чел., в 2020 году - 109 чел., в 2021 году - 117 чел., в 2022 году - 19 чел.);
- Азербайджана (в 2016 году - 529 чел., в 2017 году - 319 чел., в 2018 году - 290 чел., в 2019 году - 310 чел., в 2020 году - 142 чел., в 2021 году - 289 чел., в 2022 году - 233 чел.);
- Молдовы (в 2016 году - 458 чел., в 2017 году - 260 чел., в 2018 году - 89 чел., в 2019 году - 119 чел., в 2020 году - 53 чел., в 2021 году - 31 чел., в 2022 году - 14 чел.).
Ежегодно Правительством Владимирской области принимается Закон "Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда". Данный закон направлен на реализацию полномочий по правовому регулированию налогообложения доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Владимирской области на основании патента. Вводимый коэффициент обеспечивает равнонапряженную налоговую нагрузку данной категории иностранных лиц с гражданами России, осуществляющих деятельность на территории области, и способствует пресечению "теневых" выплат заработной платы.
По сумме налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа поступления в бюджет Владимирской области по состоянию на 01.01.2023 составили 678966 тыс. рублей.
Также ежегодно Правительство Владимирской области проводит работу по определению и установлению допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории области отдельные виды экономической деятельности, в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации. Мотивированные предложения по установлению допустимой доли иностранных работников рассматриваются также на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Особое внимание в настоящее время уделяется гражданам, которые в связи с исходящей от вооруженных сил Украины прямой угрозой жизни и здоровью начали прибывать во Владимирскую область в экстренном массовом порядке с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
На территории Владимирской области с 22.02.2022 действует Оперативный штаб по размещению и поддержке граждан, вынужденно покинувших территорию Украины, Донецкой и Луганской народных республик, которых размещают в пунктах временного размещения, пунктах приема граждан, иных учреждениях, а также в семьях российских граждан. Реализован комплекс мер социальной поддержки данной категории граждан.
По состоянию на 06.06.2023 из общего числа прибывших граждан:
- поставлено на миграционный учет 4120 человек;
- за предоставлением "статуса временного убежища" обратилось 1849 чел., из которых 1847 человек получили свидетельство о предоставлении временного убежища;
- за предоставлением "статуса беженца" обратилось 13 чел., из них получили "статус беженца" 0 чел.;
- за предоставлением статуса "вынужденного переселенца" никто не обращался;
- за приобретением гражданства обратилось 1272 чел., из которых приобрели гражданство 1142 чел.;
- согласовано получение единовременной выплаты 4825 лицам;
- трудоустроено 466 человек.
С заявлением о выдаче патента или на участие в Государственной программе по оказанию добровольного переселения соотечественников граждане, вынужденно покинувшие территорию Украины, ДНР и ЛНР, не обращались.
Что касается ситуации на рынке труда Владимирской области, то по данным Росстата численность экономически активного населения области в 2022 году составила 715 тыс. человек, что на 8 тыс. человек больше чем годом ранее.
Численность занятых выросла по сравнению с 2021 годом на 17 тыс. человек и составила 696 тыс. человек.
На рынке труда Владимирской области спрос на рабочую силу существенно превышает предложение.
В январе - июле 2023 года в центры занятости населения Владимирской области за содействием в поиске подходящей работы обратилось 11381 человек, из них 4524 не занятых трудовой деятельностью. Признано в установленном порядке безработными 3889 человека (0,5% экономически активного населения).
В ряде муниципальных образований наблюдался достаточно высокий уровень безработицы, рассчитанный как отношение численности зарегистрированных безработных к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. Так, в Селивановском районе он составил 1,5%, Меленковском, Муромском и Гусь-Хрустальном районах - 1,2%, Гороховецком и Камешковском районах - 1,1%.
Заявленная работодателями потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) на 01.08.2023 составила 21581 единица. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан в расчете на одну заявленную в органы службы занятости вакансию) в среднем по области - 0,2 человека.
Наиболее востребованы следующие специалисты и рабочие: врач, инженер, медицинская сестра, полицейский, педагог, воспитатель, швея, оператор, слесарь, водитель автомобиля, продавец, повар, электромонтер, станочник, токарь, фрезеровщик, электрогазосварщик и др.
Число граждан, которые не имели занятия, но активно искали его, и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные, снизилось с 28,0 тыс. человек (2021 год) до 19,0 тыс. человек (2022 год). Уровень общей безработицы (в соответствии с методологией МОТ) в среднегодовом исчислении снизился с 3,8% в 2022 году до 2,6% в 2023 году. В целом по Российской Федерации данный показатель в 2022 году составил 3,9%.
На регистрируемом рынке труда в 2022 - 2023 году отмечалось снижение обращений граждан в центры занятости населения и, соответственно, уменьшение численности безработных.
Если на 1 января 2022 года в центрах занятости населения состояли на учете 6,2 тысячи безработных граждан, то на 1 января 2023 года - 4,8 тыс. Уровень регистрируемой безработицы снизился и к концу года составил 0,5% рабочей силы.
За 6 месяцев 2023 года численность безработных по методологии МОТ в среднем составила 16,6 тыс. человек, уровень общей безработицы в области сократился до 2,3%. Численность занятого населения составила 692,5 тыс. чел. Экономически активное население составило 708,7 тыс. человек.
На 1 июля 2023 года в центрах занятости населения состояли на учете 4663 безработных гражданина, уровень регистрируемой безработицы - 0,6%.
Денежные доходы населения (в среднем на душу в месяц), по предварительной оценке, в I квартале 2023 года сложились в сумме 30496,8 рубля и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 11,5%. Реальные денежные доходы увеличились на 0,8%.
Величина прожиточного минимума на душу населения на 2023 год утверждена постановлением администрации области от 14.12.2022 в„– 850 "Об установлении величины прожиточного минимума во Владимирской области на 2023 год" в размере 13944 рубля.
По данным Росстата, численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2022 году составила 10,4% от общей численности населения области (137,7 тыс. человек), что на 1,3% меньше уровня 2021 года.
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника в январе - мае 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилась на 14,5% и сложилась в сумме 48389,9 рубля. Реальная заработная плата за этот же период составила 107,7%.
Расширение международного сотрудничества Владимирской области, внедрение передовых технологий и организация новых производств с участием иностранных инвестиций и как следствие потребность экономики в дополнительных трудовых ресурсах являются одним из факторов привлечения иностранных работников.
Дополнительным источником трудовых ресурсов для экономики области является действующая на территории Владимирской области с 2018 года региональная подпрограмма 3 "Оказание содействия добровольному переселению во Владимирскую область соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной постановлением администрации Владимирской области от 23.09.2016 в„– 840 "О государственной программе Владимирской области "Содействие занятости населения Владимирской области". Цель Подпрограммы - демографическое развитие региона и обеспечение трудовыми ресурсами потребности экономики Владимирской области.
За 2022 года на рассмотрение межведомственной комиссии поступило 474 заявления от граждан, пожелавших принять участие в программе. В заявлениях также указано 935 членов семей. Все заявления рассмотрены.
По итогам предыдущих лет, с момента реализации программы в субъекте (2018 г.) поток желающих принять участие в программе увеличился примерно в 3 с лишним раза (по данным 2018 года эта цифра составила 179/241 человек).
Из числа заявителей, подавших документы на участие в программе в 2022 году, 26% имеют педагогическое образование, 14% - медицинское, многие имеют достаточный опыт в данной профессии. Примерно 22% - это участники с экономическим образованием, 8% участников с техническим образованием. Достаточное количество заявлений поступает от граждан с юридическим образованием.
Основная часть заявлений поступает от граждан в возрасте от 25 до 45 лет - 77%, 18% - от граждан старше 45 - 60 лет и наименьшее количество заявлений поступает от молодых граждан в возрасте 20 - 24 лет.
Большая часть заявителей (около 61%) - это граждане Таджикистана, около 20% - граждане Армении, 8% - Киргизия, 3% - Молдовы, 2% - Узбекистана, 2% - граждане Азербайджана. Наименьшая доля приходится на граждан из Грузии, Казахстана и Туркмении.
За 2022 год 305 человек получили свидетельство участника программы переселения и зарегистрировались по нему во Владимирской области, вместе с членами своих семей в количестве 559 человек.
Соотечественники, участвующие в государственной программе, имеют право быть принятыми в российское гражданство в упрощенном порядке.
Так, за 2022 год 1126 переселившихся во Владимирскую область соотечественников оформили гражданство Российской Федерации.
В целях информирования потенциальных участников Подпрограммы в 2023 году по инициативе Министерства труда и занятости населения Владимирской области (ответственного за реализации Подпрограммы) был подготовлен ролик о программе переселения соотечественников, действующей на территории Владимирской области. Он был размещен на официальном сайте Министерства, а также был направлен в МВД Российской Федерации для дальнейшей трансляции в росзагранучреждениях.
Восполнение недостатка трудовых ресурсов Владимирской области также осуществляется за счет иностранных работников, прибывающих на территорию Владимирской области из стран Дальнего Зарубежья в порядке, требующем получение визы. Ежегодно Правительством Владимирской области проводится работа по определению потребности в привлечении данной категории граждан.
Анализ динамики трудоиспользования иностранной рабочей силы на территории области показывает, что ежегодно утверждаемые квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Владимирской области составляют 0,3% от общей численности занятых в экономике региона и не оказывают значительного давления на рынок труда.

Таблица в„– 2


2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
Квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам
1933
2263
2448
2065
2099
2072
2117
Выдано разрешений на работу в рамках квоты
1234
1824
1638
1679
1114
1133
1415

Владимирская область располагает необходимыми условиями для обустройства и оказания медицинской помощи привлекаемым иностранным работникам.
По данным Министерства здравоохранения Владимирской области, численность иностранных граждан, которым была оказана экстренная медицинская помощь в 2023 году, - 1020 человек.
В регионе на постоянной основе ведется работа в сфере адаптации и интеграции иностранных граждан, предупреждения конфликтов в трудовом коллективе, в том числе и работа по вовлечению иностранных граждан в корпоративную культуру, проводятся семинары на региональном уровне с представителями профильных Министерств, Управления по вопросам миграции УМВД России по Владимирской области, представителями национальных общественных организаций и сообществ и представителями крупных работодателей, массово привлекающих иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Владимирской области.
Министерством труда и занятости населения Владимирской области была разработана памятка для всех категорий иностранных граждан, прибывших на территорию Владимирской области с целью осуществления трудовой деятельности.
По инициативе Центра социально-культурной адаптации мигрантов были разработаны и растиражированы буклеты и методические пособия на 4 языках, которые затрагивают вопросы международного, российского и регионального законодательства, правовое положение различных категорий трудовых мигрантов и членов их семей, подходы к правовой, социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, содержат различные рекомендации, основанные на многолетнем опыте практической деятельности, примеры эффективных практик, ссылки на полезные информационные ресурсы, контакты профильных государственных и общественных организаций, данные о возможности получения бесплатной помощи, информационные материалы для иностранных граждан, для тех, кто только готовится к поездке в Россию, для специалистов государственных и негосударственных организаций, работающих в сфере миграции и межнациональных отношений.
На сегодняшний день разработан информационно-справочный блок по Владимирской области в части трудовой миграции, размещенный на сайте "#Вместе Владимир". Он доступен любой категории граждан.
Анализ динамики трудоиспользования иностранной рабочей силы на территории области указывает на стабильный и устойчивый интерес со стороны работодателей, организаций, предприятий, индивидуальных предпринимателей к привлечению и использованию в своей деятельности иностранных граждан.
Благодаря совместной деятельности органов власти Владимирской области, местного самоуправления, правоохранительных органов миграционная обстановка в области остается стабильной и контролируемой.
Доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общей численности расследованных преступлений в прошедшем году составила 1,58%, что более чем в 2 раза ниже показателя 2021 года (3,21%).
В 2022 году уровень преступности среди иностранных граждан (количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соотношении на 1000 поставленных на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства) составил 2,19%, что на 0,78% ниже показателя 2021 года (2,97%).
Важной задачей остается контроль за пребыванием иностранных граждан, в т.ч. получение сведений об их трудоустройстве и своевременности выезда из РФ после завершения заключенных с работодателями договоров. В 2022 году исполнительская дисциплина работодателей осталась на среднем уровне. За 2022 год получено 15585 уведомлений от организаций, предпринимателей и физических лиц о заключении трудовых договоров.
За этот же период получено 8460 уведомлений о прекращении трудовых отношений с иностранными гражданами. Основные причины увольнения иностранных граждан - по собственному желанию и в связи с окончанием срока действия документа, позволяющего осуществлять трудовую деятельность.
Федеральный государственный надзор за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

III. Цели, принципы, задачи и основные направления
миграционной политики Владимирской области

Целью миграционной политики Владимирской области является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития региона, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности, защиты рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России.
Основным источником восполнения населения Владимирской области и обеспечения экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство.
Миграционная политика Владимирской области является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем. Она должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения во Владимирскую область лиц (в том числе покинувших ее), которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества.
Характер и направление миграционных потоков во Владимирской области, их влияние на общество, а также проблемы, с которыми сталкиваются иностранные граждане в местах пребывания (проживания), во многом определяются качеством жизни, в том числе доступностью для граждан социальных, образовательных, медицинских, культурных и иных услуг, состоянием правопорядка, степенью развитости транспортной, энергетической, телекоммуникационной и информационной инфраструктуры, уровнем занятости населения и благоустроенности общественных мест.
Эффективность реализации предусмотренных настоящей Концепцией мер обусловлена проводимой политикой в сфере социально-экономического развития, промышленности, науки, инноваций, образования, здравоохранения, культуры, занятости населения, регионального развития, обеспечения безопасности и молодежной политикой, а также внешней политикой Владимирской области.
В соответствии с настоящей Концепцией совершенствование миграционного законодательства Владимирской области предполагает прежде всего установление простых, понятных для граждан и исполнимых правил, отвечающих цели, принципам и задачам миграционной политики, свободных от административных барьеров и обусловленных ими издержек.
Основными принципами миграционной политики Владимирской области являются:
а) комплексность решения задач миграционной политики с учетом решения задач социально-экономического, культурного, демографического развития области;
б) приоритет интересов области и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;
в) учет этнокультурных укладов жизни населения области;
г) взаимодействие территориальных федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере миграции;
д) участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность территориальных федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Задачами миграционной политики Владимирской области являются:
а) совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих:
- добровольное переселение во Владимирскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;
- въезд во Владимирскую область и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию области;
б) создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;
в) создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления;
г) создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития области;
д) дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
е) оказание в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Владимирской области.

IV. Основные направления миграционной политики

Основными направлениями миграционной политики Владимирской области в области совершенствования правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих порядок въезда во Владимирскую область, пребывания (проживания) на ее территории иностранных граждан, а также процесс добровольного переселения во Владимирскую область соотечественников и иных лиц, являются:
а) обеспечение простоты, прозрачности процедур и понятности условий:
- въезда в Российскую Федерацию, включая оформление виз;
- получения права на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности;
- приобретения гражданства Российской Федерации;
б) совершенствование механизмов реализации региональной программы "Оказание содействия добровольному переселению во Владимирскую область соотечественников, проживающих за рубежом";
в) повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на региональном рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики Владимирской области и интересов ее граждан;
г) организация условий для возвращения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, покинувших в период проведения специальной военной операции места постоянного проживания.
Основными направлениями миграционной политики в области содействия адаптации иностранных граждан являются:
а) создание для адаптации иностранных граждан и их несовершеннолетних детей условий, способствующих:
- успешному освоению ими русского языка;
- усвоению ими общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития) с учетом социальных и культурных особенностей Владимирской области;
- формированию у них присущих российскому обществу правосознания и правовой культуры;
- приобщению их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям;
б) принятие мер, направленных на недопущение любых форм дискриминации иностранных граждан по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности, их социальной исключенности и пространственной сегрегации;
в) формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации иностранных граждан;
г) обеспечение равного доступа иностранных граждан, законно находящихся на территории Владимирской области, к государственным и муниципальным услугам;
д) совершенствование взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества и бизнес-структурами в целях содействия адаптации иностранных граждан и членов их семей, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ.
Основным направлением миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников является обеспечение открытости Владимирской области для данной категории, в том числе создание для них комфортного режима въезда, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности.
Основными направлениями миграционной политики в области создания условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития Владимирской области являются:
а) учет задач по созданию благоприятных условий для внутренней миграции, снижению диспропорции в размещении населения и удовлетворению экономических, социальных, образовательных, профессиональных и культурных потребностей граждан при выработке стратегии развития региона, распределении финансовых средств и отборе проектов в сфере создания и модернизации объектов жилищной, медицинской, образовательной, транспортной и иной инфраструктуры;
б) развитие инструментов государственной политики в области занятости населения;
в) обеспечение полноты, качества и доступности сведений о возможностях трудоустройства на территории Владимирской области;
г) проведение мониторинга и всесторонней оценки потребности Владимирского рынка труда в рабочей силе, в том числе по профессионально-квалификационному составу.
Основными направлениями миграционной политики в области совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, являются:
а) расширение использования современных биометрических технологий для идентификации личности в целях повышения эффективности государственного контроля (надзора) в сфере миграции, обеспечения общественной безопасности и предоставления государственных услуг в сфере миграции;
б) обеспечение эффективного контроля за соблюдением требований трудового законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах работодателями, привлекающими и использующими иностранных работников;
в) обеспечение возможности участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства Российской Федерации;
г) реализация мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, организации незаконной миграции, торговли людьми, использования принудительного труда, в том числе совместно с компетентными органами иностранных государств;
д) повышение эффективности профилактической, информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями, заказчиками работ и услуг в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;
е) совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в том числе по противодействию криминальным, террористическим и экстремистским структурам;
ж) создание условий, обеспечивающих возможность участия в гражданских и иных правоотношениях на территории Российской Федерации только лиц, законно находящихся на ее территории;
з) противодействие формированию этнических (полиэтнических) анклавов.
Основными направлениями миграционной политики в области оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Владимирской области, являются:
а) поддержание высоких стандартов и дальнейшее развитие механизмов оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Владимирской области, в соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации и с учетом соблюдения интересов российских граждан;
б) обеспечение готовности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти во взаимодействии с органами исполнительной власти к приему и размещению иностранных граждан в случае их экстренного массового прибытия во Владимирскую область;
в) оказание беженцам, лицам, получившим временное убежище, и претендентам на получение соответствующего статуса содействия в социальной и культурной адаптации с учетом уязвимости их положения;
г) создание дополнительных инструментов регулирования миграционных потоков с учетом общественно-политической и социально-экономической ситуации в странах, из которых во Владимирскую область прибывают иностранные граждане.

V. Международное сотрудничество Владимирской области
в сфере миграции

Международное сотрудничество Владимирской области в сфере миграции осуществляется по следующим направлениям:
а) обеспечение взаимных интересов государств - членов Евразийского экономического союза;
б) обмен опытом по реализации миграционной политики и управлению миграционными процессами;
в) мониторинг общественно-политической и социально-экономической ситуации в иностранных государствах, гражданам которых в Российской Федерации предоставлена защита.

VI. Информационно-аналитическое обеспечение реализации
миграционной политики

Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики Владимирской области предусматривает:
а) совершенствование языка описания миграционных процессов и миграционной ситуации в целях создания точного и однозначного представления о реализуемой миграционной политике;
б) достижение более глубокого понимания миграционной ситуации, в том числе за счет увеличения числа оцениваемых параметров, отражающих ее влияние на экономические, социальные, культурные, национальные, этноконфессиональные и иные аспекты жизни российского общества, на индивидуальном, семейном, местном, региональном и федеральном уровнях;
в) расширение использования современных цифровых технологий в целях:
- изучения, оценки и прогнозирования изменений миграционной ситуации;
- использования биометрической информации при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере миграции;
- предоставления государственных услуг в сфере миграции.

VII. Основные механизмы формирования и реализации
миграционной политики

Основными механизмами реализации миграционной политики Владимирской области являются:
а) совершенствование системы взаимодействия между территориальными органами федеральных органов государственной власти, исполнительными органами Владимирской области, органами местного самоуправления и институтами гражданского сообщества в сфере миграции;
б) осуществление постоянного мониторинга и анализа происходящих на территории Владимирской области миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития области.


------------------------------------------------------------------