Указ Губернатора Владимирской области от 13.07.2023 N 192 "О Стратегии комплексной безопасности детей во Владимирской области до 2030 года"



13 июля 2023 года N 192

------------------------------------------------------------------

УКАЗ

ГУБЕРНАТОРА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

О СТРАТЕГИИ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА

В целях обеспечения безопасности детей, снижения уровня смертности и травматизма детей, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2023 в„– 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года" постановляю:
1. Утвердить Стратегию комплексной безопасности детей во Владимирской области до 2030 года (далее - Стратегия) согласно приложению.
2. Рекомендовать местным администрациям городских округов и муниципальных районов руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении своей деятельности, в том числе при подготовке комплексных стратегических и иных программных документов по обеспечению безопасности детей.
3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы социального развития.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Владимирской области
А.А.АВДЕЕВ
Владимир
13 июля 2023 года
в„– 192





Приложение
к Указу
Губернатора
Владимирской области
от 13.07.2023 в„– 192

СТРАТЕГИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения

1.1. Стратегия комплексной безопасности детей во Владимирской области до 2030 года (далее - Стратегия) - это система целей, задач и мер, направленных на обеспечение безопасности несовершеннолетних от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Стратегии сформулированы важнейшие направления государственной политики Владимирской области в сфере обеспечения безопасности детей.
Под безопасностью детства понимаются условия для полноценного развития несовершеннолетних, не вызывающие риска причинения вреда жизни и здоровью (как физическому, так и психическому) будущему поколению региона.
Реализация настоящей Стратегии позволит сконцентрировать усилия органов государственной власти Владимирской области, органов местного самоуправления Владимирской области, общественных организаций на решении конкретных проблем безопасности и противодействия угрозам, имеющим место и возникающим на территории Владимирской области.
1.2. Настоящая Стратегия способствует созданию условий для разработки и принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления комплексных решений, формирующих систему безопасности детей, в том числе в части определения угроз и предотвращения их наступления, обеспечения приоритетности и эффективности принимаемых мер в реализации государственной политики в данной сфере.
1.3. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 28 июня 2014 года в„– 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и от 24 июля 1998 года в„– 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года в„– 400, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регулирующие правовое положение детей в Российской Федерации.
1.4. В рамках настоящей Стратегии понятия "ребенок", "дети", "детское население" и "несовершеннолетние" являются равнозначными.

II. Оценка ситуации в сфере обеспечения
безопасности детей во Владимирской области

Проблема личной безопасности ребенка, защита его жизни и здоровья вызывают особую тревогу в современном Российском государстве.
Наиболее неблагоприятными условиями для обеспечения личной безопасности детей и факторами нарастания уровня опасности для несовершеннолетних являются негативные процессы в социально-экономической сфере, а именно: нестабильная экономическая ситуация в стране; высокий уровень безработицы; снижение реальных доходов населения на фоне растущих цен на продукты и товары первой необходимости, а также на лекарственные средства и медицинские изделия; высокий уровень аварийности на дорогах; отсутствие условий для организованного отдыха детей и т.д. В современном мире существует множество угроз, вызывающих опасность для несовершеннолетних.

2.1. Дорожно-транспортные происшествия
с участием несовершеннолетних

Одна из ключевых задач - обеспечение безопасности детей на дорогах. В 2022 году во Владимирской области в результате ДТП погибли 7 детей, травмы получили 242 несовершеннолетних. Наиболее часто причинами ДТП становятся нарушения правил дорожного движения со стороны водителей транспортных средств, их невнимательность и безответственное поведение.
Причиной высокого уровня детского дорожно-транспортного травматизма является совокупность предпосылок для дорожно-транспортных происшествий с участием детей: высокие показатели автомобилизации и интенсивности движения на дорогах в городах; плохое состояние дорог, улиц и их недостаточная освещенность; несформированность необходимого уровня знаний и общей культуры безопасного поведения в области дорожного движения, чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения, игнорирование средств личной безопасности как у взрослого населения, так и у несовершеннолетних детей. Задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития региона в долгосрочной и среднесрочной перспективе и направлены на обеспечение снижения темпов убыли населения Владимирской области, создание условий для роста его численности.

2.2. Травматизм и гибель детей при пожарах вследствие
нарушений правил противопожарной безопасности

По информации ГУ МЧС России по Владимирской области, в 2022 году в регионе при пожарах погибло 4 детей, пострадало 4 ребенка. К типовым нарушениям, которые влекут за собой возникновение пожаров, относят следующие:
- использование неисправного электрооборудования;
- неосторожное обращение с огнем, в том числе во время курения;
- нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;
- нарушение правил эксплуатации систем отопления.
Наиболее подвержены риску возникновения пожаров жилые помещения, в которых родители оставляют детей без присмотра, жилые дома, в которых проживают многодетные и неблагополучные семьи.
Среди причин нарушений требований пожарной безопасности основными являются: незнание обязательных требований пожарной безопасности; низкая личная ответственность; покупка несертифицированного электрооборудования.

2.3. Безопасность детей на водных объектах

Водоемы представляют опасность для несовершеннолетних, находящихся без присмотра взрослых, в любое время года. По данным УМВД России по Владимирской области, за 2022 год в регионе зафиксировано 12 случаев гибели детей на воде.
Летом основную угрозу для детей представляют:
- купание в официально разрешенных местах, которые специально предназначены для этой цели, без присмотра взрослых;
- купание в местах, запрещенных для купания.
Зимой возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью детей при выходе на лед. Запрещено выходить на лед во время ледостава, пока толщина льда не достигнет 7 см, а также в период интенсивного таяния и разрушения льда, особенно после первых морозов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Однако дети, пренебрегая мерами безопасности, выходят на лед, что зачастую приводит к трагическим последствиям.

2.4. Выпадение несовершеннолетних из окон

Серьезную угрозу для безопасности несовершеннолетних представляют открытые окна. В 2022 году с наступлением жарких дней по недосмотру родителей из окон квартир во Владимирской области выпали 10 малолетних детей, которые получили травмы различной тяжести.
В настоящее время в большинстве квартир установлены современные ПВХ окна, которые в отличие от старых деревянных достаточно просто открыть. Это удобно для взрослого, но опасно для ребенка. Последствия могут быть непоправимы. По статистике, выпадение из окон - одна из очень распространенных причин детского травматизма и смертности, особенно в городах. Оставленное на проветривание окно (открытое, откинутое, приоткрытое) может быть смертельно опасным для ребенка. Многие родители полагаются на москитную сетку, думая, что она станет препятствием для выпадения ребенка из окна, но крепления даже самой прочной москитной сетки не рассчитаны на вес ребенка. Малыш опирается на нее как на стекло и подвергается риску выпадения из окна вместе с сеткой.

2.5. Преступления в отношении несовершеннолетних

Одной из самых опасных угроз является насилие над детьми. Основные виды насильственных преступлений в отношении детей - побои, преступления против половой неприкосновенности детей, умышленное причинение легкого вреда здоровью. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств является одним из приоритетных направлений защиты прав и интересов несовершеннолетних. Это вызывает необходимость создания эффективной системы профилактики и предупреждения насилия и агрессии в отношении детей.
Всего на территории Владимирской области в 2022 году было зарегистрировано 841 преступление в отношении несовершеннолетних, сопряженных с насильственными действиями - 49, преступлений сексуального характера, совершенных в отношении детей, - 117, против половой неприкосновенности, совершенных в отношении детей, - 127.

2.6. Семейно-бытовое насилие

Следует отдельно выделить в качестве угрозы семейно-бытовое насилие. Родители и семейная среда играют центральную роль в процессах формирования чувства личной безопасности у ребенка. Исходя из этого, семейное насилие является наиболее опасным видом преступления, совершаемого в отношении детей, поскольку насилие со стороны родителей наносит особую психологическую травму. Формируется уверенность ребенка в допустимости насилия как формы взаимоотношений между членами семьи и иными лицами.
Посягательства на жизнь, здоровье, физическую и психическую неприкосновенность детей со стороны родителей помимо нанесения глубокой душевной травмы входят в противоречие с конституционным положением части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, которая возлагает на родителей обязанность по заботе и воспитанию детей. Если ребенок в начале своей жизни сталкивается с проявлением агрессии у себя дома, это оказывает влияние на всю его последующую жизнь и нередко становится причиной асоциального и агрессивного поведения в будущем.

2.7. Буллинг (агрессивное преследование одного
ребенка другими)

Помимо семейного насилия весьма распространено насилие в школьной среде и со стороны третьих лиц. Оскорбления и посягательства со стороны одноклассников, сверстников, а иногда даже учителей все чаще встречаются в образовательных организациях. Школьная травля приобрела широкое распространение среди несовершеннолетних, и данная проблема требует принятия мер реагирования. Буллинг оставляет неизгладимый след в психике ребенка. Самые частые психологические нарушения - это снижение самооценки, закрепление статуса "жертвы", различные психосоматические расстройства, формирование неврозов и фобий.

2.8. Информационная безопасность несовершеннолетних

Отдельного внимания в современном обществе заслуживают информационные угрозы личной безопасности детей. Речь идет прежде всего о ничем не урегулированном интернет-пространстве и, как следствие этого, о легком доступе детей к интернет-ресурсам различного содержания, опасного для их психологического состояния (от порнографического до экстремистского).
Распространение через сеть "Интернет" идей деструктивного содержания активно влияет на внутренний мир ребенка и его убеждения. Совершаются такие преступления, как доведение до самоубийства; развращение; поиск жертв среди детей посредством различных социальных сетей; применение и внедрение в неокрепшее детское сознание различного рода программ при помощи новейших методов психологии (НЛП, гипноз, зомбирование, двадцать пятый кадр, иные техники суггестии) и других до конца не изученных методов в области психологии и психиатрии, наносящих существенный вред физическому и психическому здоровью ребенка; вовлечение в секты тоталитарного толка и иные сообщества, подрывающие основы конституционного строя Российской Федерации, а также здоровье и безопасность населения страны; вовлечение в пьянство; склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств или психотропных веществ либо вовлечение их в немедицинское потребление лекарственных и других средств.
Все это способствует формированию опасной для жизни ребенка окружающей социальной среды. Негативное информационное воздействие через средства массовой информации формирует морально-психологическую атмосферу, способствует росту психических заболеваний, разрушает сложившиеся нормы нравственности, наносит моральный и физический вред здоровью.

2.9. Безопасное и качественное питание

Среди угроз личной безопасности ребенка следует отдельно выделить низкое качество продуктов питания, которые потребляют дети, контрафактную продукцию на прилавках магазинов и продукцию, содержащую высокий уровень канцерогенов.
Повышенную озабоченность вызывает распространение алкоголизма среди подростков. Основная опасность влияния алкоголя на детский организм состоит в том, что в силу физиологических особенностей пагубные последствия начинают проявляться очень быстро.
Употребление алкоголя и тонизирующих напитков с вредными добавками приводит к тому, что дети легко адаптируются к наркозависимости. Все это в конечном счете напрямую ведет к снижению интеллектуального уровня населения и способствует деморализации широких слоев социума, прежде всего детей как наименее защищенной группы населения.

2.10. Безопасность для детей объектов инфраструктуры

Особого внимания требует социальная инфраструктура для детей, которая представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), созданных в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В 2022 году во Владимирской области 1 ребенок погиб на заброшенном объекте.
Безопасность объектов инфраструктуры для детей - это условия сохранения их жизни и здоровья, а также материальных ценностей от возможных пожаров, террористических актов, чрезвычайных ситуаций, преступных посягательств.
Нахождение ребенка без присмотра взрослых напрямую увеличивает риск совершения преступления в отношении него, продуцирует комплекс угроз личной безопасности ребенка. Нехватка детских садов, учреждений, секций, кружков, недостаточное количество бесплатных культурно-досуговых учреждений для детей, развивающих занятий, детско-юношеских клубов, ограниченный доступ к спортивным учреждениям, упразднение детских секций, передача отведенных помещений для реализации коммерческих целей - все это приводит к тому, что дети предоставлены сами себе, их привлекают объекты незавершенного строительства, железнодорожные пути, заброшенные здания и водоемы и т.д.
Безопасность объектов инфраструктуры для детей может быть достигнута проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного и организационного характера.

2.11. Противодействие идеологии терроризма и экстремизма

Одним из негативных факторов, влияющих на состояние общественной безопасности, в том числе безопасности детей, стало распространение различных экстремистских проявлений. Анализ оперативной обстановки в стране свидетельствует об увеличении числа зарегистрированных преступлений экстремистской направленности. Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних, которые в силу возрастной психологии наиболее подвержены манипулированию и влиянию радикальных идей и настроений, имеет свои особенности. Энергия и стремления молодых людей с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции часто становятся предметом политических спекуляций, поэтому именно данная возрастная группа наиболее привлекательна для вербовки во всевозможные организации экстремистского толка.

III. Цели, основные направления деятельности и задачи
государственной политики по обеспечению безопасности детей

3.1. Целями государственной политики по обеспечению безопасности детей являются:
1) снижение уровня детской смертности и детского травматизма, сохранение здоровья детей;
2) защита и обеспечение интересов детей и семей, имеющих детей, во всех сферах жизнедеятельности;
3) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций.
3.2. Основными направлениями реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности детей являются:
1) сбережение детей, укрепление благополучия семей, имеющих детей;
2) развитие современной безопасной инфраструктуры для детей, формирование условий для активного участия детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в жизни общества;
3) профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них;
4) формирование безопасной информационной среды для детей;
5) укрепление института семьи, сохранение и поддержка традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей.
3.3. Основными задачами в сфере сбережения детей и укрепления благополучия семей, имеющих детей, являются:
1) обеспечение достойного уровня жизни детей, благополучия семей, имеющих детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) формирование и поддержка навыков здорового образа жизни у детей и семей с детьми, популяризация культуры здоровья семьи как базовой ценности;
3) формирование у детей представления о безопасном образе жизни, реализация мер, направленных на освоение детьми навыков поведения в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях, обучение безопасному поведению в быту, на природе, на дорогах и на транспорте;
4) повышение эффективности мер по поиску пропавших детей;
5) повышение уровня защищенности детей от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, в том числе при организации перевозок несовершеннолетних;
6) обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи детям, в том числе реализация мероприятий, направленных на раннее выявление заболеваний, иммунопрофилактику инфекционных заболеваний, снижение инвалидизации детей, повышение роли государства в лечении и лекарственном обеспечении детей, страдающих тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями;
7) повышение эффективности мероприятий, направленных на профилактику потребления алкогольной, спиртосодержащей и никотинсодержащей продукции, а также на профилактику и раннее выявление незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними;
8) профилактика самоубийств среди детей.
3.4. Основными задачами в сфере развития современной безопасной инфраструктуры для детей, формирования условий для активного участия детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в жизни общества являются:
1) комплексный анализ состояния современной инфраструктуры для детей с учетом требований, предъявляемых к ее безопасности, формирование прогнозной оценки перспектив и направлений ее развития;
2) обеспечение безопасных условий для досуга (в том числе в период каникул), для социализации, воспитания, физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития детей, а также для их социальной адаптации и реабилитации;
3) обеспечение доступности для детей объектов социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения, образования, культуры, детско-юношеского спорта, транспорта, отдыха детей и их оздоровления и в иных сферах;
4) реализация мероприятий, направленных на повышение уровня антитеррористической, противопожарной, эпидемиологической и иной защищенности жилых помещений и объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а также по ограничению доступа детей к аварийным и заброшенным зданиям и сооружениям;
5) благоустройство дворовых территорий и парковых зон, в том числе за счет создания безопасных игровых и физкультурных площадок;
6) повышение доступности, качества и безопасности товаров (в том числе продуктов питания) и услуг для детей;
7) оказание родителям (законным представителям) детей психолого-педагогической, методической и консультационной помощи по вопросам образования и воспитания детей;
8) развитие инфраструктуры социальных служб, обеспечивающих доступную и качественную помощь детям и семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации;
9) реализация общих требований к обеспечению безопасности детей, регламентация ответственности за их жизнь и здоровье при проведении мероприятий на природе.
3.5. Основными задачами в сфере профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них, являются:
1) развитие системы профилактики антиобщественного и противоправного поведения несовершеннолетних;
2) реализация восстановительных технологий при работе с детьми (в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность), включая развитие служб медиации (примирения) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
3) профилактика агрессивного поведения детей и их травли;
4) совершенствование механизмов оказания своевременной правовой и психолого-педагогической помощи детям и родителям (законным представителям), в том числе в случае нарушения прав и законных интересов детей;
5) формирование у детей осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, участию в их незаконном обороте;
6) формирование у детей стойкого неприятия идеологии терроризма и экстремизма в различных их проявлениях, противодействие обострению межнациональных и межконфессиональных конфликтов среди детей;
7) выявление и пресечение случаев незаконного приобретения детьми оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
8) повышение эффективности мер по обеспечению контроля за соблюдением взрослыми правил по хранению оружия и боеприпасов, ограничение доступа детей к местам их хранения;
9) противодействие вовлечению детей в деструктивные сообщества и преступные группировки;
10) противодействие жестокому обращению с детьми, профилактика и пресечение преступных посягательств в отношении детей, в том числе направленных против их половой неприкосновенности, обеспечение реабилитации пострадавших детей;
11) совершенствование мер по обеспечению безопасности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на воспитании в семьях граждан, в том числе изменение порядка подготовки кандидатов в замещающие родители;
12) повышение эффективности мер, направленных на сокращение рисков повторного совершения преступлений детьми;
13) обеспечение психологической безопасности детей, переживших кризисные состояния в связи с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социального характера.
3.6. Основными задачами в сфере формирования безопасной информационной среды для детей являются:
1) выявление, предупреждение и пресечение угроз информационной безопасности детей, осуществляемые в том числе при участии организаций, деятельность которых ориентирована на достижение общественно значимых целей, и с использованием их современных аппаратно-программных комплексов;
2) создание информационной продукции для детей, способствующей их ценностному, моральному, духовному, нравственному и личностному развитию;
3) реализация мероприятий в сфере информационной безопасности для детей и их родителей (законных представителей), педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
4) формирование у детей навыков самостоятельного, осознанного и ответственного использования информационной продукции;
5) защита детей от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, внешней идейно-ценностной экспансии, совершенствование механизмов выявления и пресечения распространения противоправного контента в информационном пространстве;
6) профилактика, раннее выявление и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий в отношении детей или при участии детей.
3.7. Основными задачами в сфере укрепления института семьи, сохранения и поддержки традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей являются:
1) формирование культуры семьи, имеющей детей, как базовой общественной ценности;
2) реализация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных, в том числе и семейных, ценностей, повышение престижа отцовства и материнства, многопоколенной и многодетной семьи;
3) создание условий для межпоколенческого взаимодействия, обеспечение преемственности поколений;
4) развитие системы образования как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к личностному, духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству, ориентированной на создание семьи, продолжение рода, сохранение семейных ценностей;
5) духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание детей (на исторических и современных примерах), поддержка социально значимых инициатив, ориентированных на формирование у детей общероссийской гражданской идентичности, в том числе добровольческого движения;
6) защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также языков народов Российской Федерации как инструмента формирования и сохранения культурной идентичности и преемственности традиций народов Российской Федерации;
7) совершенствование мер, направленных на сохранение русского языка и ограничение избыточного использования в публичном пространстве заимствованных слов, а также на противодействие использованию ненормативной лексики;
8) государственная поддержка общественных проектов, ориентированных на популяризацию культурных, нравственных и семейных ценностей, гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи.

IV. Мониторинг состояния безопасности детей
и ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии

4.1. Оценка уровня безопасности детей осуществляется по следующим показателям:
1) численность детей во Владимирской области;
2) доля детей в общей численности населения;
3) численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) численность детей-инвалидов;
5) число детей в возрасте до 17 лет, умерших от внешних причин смертности, на 100 тыс. детей указанного возраста;
6) число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1 тыс. детей, родившихся живыми;
7) число детей, привитых от инфекционных заболеваний в рамках национального календаря профилактических прививок;
8) число детей в возрасте до 17 лет, умерших вследствие самоубийства, на 100 тыс. детей указанного возраста;
9) число детей в возрасте до 16 лет, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
10) численность получающих социальную поддержку семей, имеющих детей;
11) доля малоимущих семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в общей численности семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет;
12) доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным программам, в общем численности детей указанного возраста;
13) число детей в возрасте от 5 до 17 лет (включительно), обучающихся по дополнительным программам в области искусств;
14) доля детей в возрасте от 3 до 18 лет, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей указанного возраста;
15) число детей, отдохнувших за лето в организациях отдыха детей и их оздоровления;
16) численность молодежной аудитории, пользующейся интернет-контентом, направленным на укрепление общероссийской гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей;
17) число детей, освоивших образовательные программы в области информационной безопасности и (или) принявших участие в мероприятиях, посвященных этой тематике;
18) число лиц в возрасте от 7 до 13 лет и от 14 до 35 лет, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) в добровольческую (волонтерскую) деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
19) доля детей в возрасте от 14 до 17 лет (включительно), совершивших преступления, от общего числа лиц, совершивших преступления;
20) количество зарегистрированных преступлений по фактам неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженных с жестоким обращением с несовершеннолетним (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации);
21) количество зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении детей.
4.2. Оценка эффективности реализации настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации в совокупности по всем обозначенным показателям.
4.3. Перечень показателей состояния безопасности детей может уточняться по результатам мониторинга реализации настоящей Стратегии.
4.4. Ожидаемыми результатами реализации настоящей Стратегии являются:
1) сбережение детей и увеличение их численности;
2) снижение показателей младенческой и детской смертности;
3) снижение распространения хронических заболеваний среди детей;
4) увеличение числа детей, привитых от инфекционных заболеваний;
5) увеличение числа детей, обеспеченных здоровым питанием;
6) увеличение числа детей, обучающихся по физкультурно-оздоровительным программам;
7) реализация образовательных программ, направленных на формирование у детей модели поведения, ориентированной на предотвращение распространения в обществе инфекций;
8) сокращение числа случаев смерти детей в результате дорожно-транспортных происшествий;
9) увеличение доли детей разных возрастных категорий, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей соответствующих возрастных категорий;
10) снижение уровня бедности семей, имеющих детей;
11) сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
12) сокращение количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
13) повышение уровня информационной безопасности и цифровой грамотности детей;
14) сокращение числа преступлений, совершаемых в отношении детей;
15) сокращение числа детей, подвергающихся жестокому обращению и травле, в том числе в сети "Интернет";
16) сокращение объема информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;
17) привлечение семей, имеющих детей, к участию в мероприятиях, направленных на укрепление традиционных семейных ценностей, престижа семьи, отцовства и материнства.
4.5. Реализация положений настоящей Стратегии на региональном уровне предусматривает разработку и актуализацию органами государственной власти Владимирской области комплексных стратегических или иных программных документов по обеспечению безопасности детей с учетом имеющихся особенностей области, а также активное участие институтов гражданского общества, включая общественные и некоммерческие организации.


------------------------------------------------------------------