Приказ Министерства культуры Владимирской области от 02.02.2023 N 8-н "Об утверждении Положения о наставничестве"



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 2 февраля 2023 г. в„– 8-н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа Министерства культуры Владимирской области
от 25.04.2023 в„– 17-н)

В соответствии со Указом Президента Российской Федерации от 21.02.2019 в„– 68 "О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2019 в„– 1296 "Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить Положение о наставничестве в Министерстве культуры Владимирской области согласно приложению.
2. Признать утратившими силу приказы департамента культуры администрации Владимирской области от 30.12.2016 в„– 306 "Об утверждении Положения о наставничестве в департаменте культуры", от 29.12.2017 в„– 365 "О внесении изменений в Положение о наставничестве в Министерстве культуры".
3. Настоящий приказ вступает в силу с момента опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр культуры
О.В.ДЕМИНА





Приложение в„– 1
к приказу
Министерства культуры
Владимирской области
от 02.02.2023 в„– 8-н

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа Министерства культуры Владимирской области
от 25.04.2023 в„– 17-н)

1. Общие положения

1.1. Положение о наставничестве в Министерстве культуры Владимирской области (далее - Положение и Министерство соответственно) определяет цели, задачи и порядок организации наставничества при прохождении государственной гражданской службы в Министерстве.
1.2. Целью наставничества является формирование у государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) профессиональных знаний и умений, надлежащее исполнение ими должностных обязанностей, ознакомление с особенностями прохождения гражданской службы в Министерстве.
1.3. Задачами наставничества являются:
1) повышение информированности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, о направлениях и целях деятельности Министерства, стоящих перед ним задачах, а также ускорение процесса адаптации гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в Министерство;
2) развитие у гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, умений самостоятельно, качественно и своевременно исполнять возложенные на него должностные обязанности и поддерживать профессиональный уровень, необходимый для их надлежащего исполнения;
3) повышение мотивации гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к надлежащему исполнению должностных обязанностей, эффективной и долгосрочной профессиональной служебной деятельности;
4) формирование сплоченного и квалифицированного кадрового состава Министерства за счет включения в адаптационный процесс опытных гражданских служащих Министерства;
5) стабильность кадрового состава;
6) удовлетворенность гражданских служащих условиями работы в Министерстве.
1.4. Наставничество осуществляется в отношении гражданских служащих, впервые поступивших на государственную гражданскую службу Министерства, за исключением гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы категории "руководители" высшей и главной групп должностей.

2. Организация наставничества

2.1. Решение о необходимости осуществления наставничества принимается руководителем структурного подразделения Министерства, в котором предусматривается замещение лицом, в отношении которого предлагается осуществлять наставничество, должности гражданской службы. Данное предложение (приложение в„– 1) содержит сведения о сроке наставничества и согласии гражданского служащего, назначаемого наставником.
2.2. Срок наставничества не может превышать 3 месяца. В указанный срок не включаются период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.3. Замена наставника осуществляется на основании приказа Министерства в случаях:
1) увольнения наставника с государственной гражданской службы;
2) назначения наставника или гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, на другую должность государственной гражданской службы;
3) привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
4) поступления заявления наставника о прекращении наставничества;
5) поступления заявления гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, о замене наставника;
6) временной нетрудоспособности наставника продолжительностью более одного месяца.
Срок наставничества при этом не изменяется.
2.4. Назначение наставника осуществляется с письменного согласия гражданского служащего в срок не позднее десяти рабочих дней со дня поступления гражданского служащего на государственную гражданскую службу в Министерство.
2.5. Выбор наставника осуществляется исходя из потребности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в профессиональных знаниях и умениях, имеющегося у него уровня выраженности профессиональных и личностных качеств.
2.6. Требования к наставнику:
- наставник назначается из числа наиболее авторитетных, опытных и результативных гражданских служащих;
- у наставника не должно быть дисциплинарного взыскания или взыскания за коррупционное правонарушение, а также в отношении него не должна проводиться служебная проверка;
- непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, не может являться наставником;
- наставник одновременно может осуществлять наставничество в отношении не более чем 2 гражданских служащих.
2.7. Функции наставника осуществляются наряду с исполнением гражданским служащим, являющимся наставником, его должностных обязанностей.
2.8. В функции наставника входят:
а) содействие в ознакомлении гражданского служащего с условиями прохождения гражданской службы;
б) представление гражданскому служащему рекомендаций по вопросам, связанным с исполнением его должностных обязанностей;
в) выявление ошибок, допущенных гражданским служащим при осуществлении им профессиональной служебной деятельности, и содействие в их устранении;
г) передача накопленного опыта, профессионального мастерства, демонстрация и разъяснение наиболее рациональных методов исполнения должностных обязанностей;
д) оказание гражданскому служащему консультативно-методической помощи при его обращении за профессиональным советом.
2.9. Отдел кадров и делопроизводства Министерства осуществляет подготовку и оформление приказа о назначении наставника.
2.10. Наставник совместно с непосредственным руководителем гражданского служащего заполняет индивидуальный план мероприятий по осуществлению наставничества по форме согласно приложению в„– 2 к Положению, утвержденный руководителем структурного подразделения в срок не позднее трех рабочих дней с даты издания приказа о назначении наставника.
2.11. В индивидуальном плане мероприятий по осуществлению наставничества предусматриваются конкретные мероприятия, способствующие выполнению цели и задач наставничества с учетом знаний и умений гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, его образования и опыта работы, в том числе:
- изучение нормативных правовых актов Российской Федерации и Владимирской области, регламентирующих деятельность администрации области, Министерства культуры администрации области, отдела Министерства, в котором гражданский служащий проходит процедуру наставничества;
- ознакомление с полномочиями и структурой администрации области, Министерства культуры области;
- выполнение практических заданий в соответствии с должностным регламентом;
- проведение консультаций наставником;
- иные мероприятия.
2.12. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае назначения гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы в том же или в другом государственном органе или его увольнения с гражданской службы.

3. Права и обязанности наставника и гражданского служащего,
в отношении которого осуществляется наставничество

3.1. Наставник имеет право:
1) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с исполнением должностных обязанностей гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, с его непосредственным руководителем;
2) давать гражданскому служащему рекомендации, способствующие выработке практических умений по исполнению должностных обязанностей;
3) разрабатывать индивидуальный план мероприятий по наставничеству;
4) контролировать своевременность исполнения гражданским служащим должностных обязанностей;
5) требовать выполнения гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, соблюдения плана мероприятий прохождения наставничества;
6) вносить руководителю структурного подразделения Министерства предложения о поощрении гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
7) обращаться с заявлением о прекращении наставничества.
3.2. Наставнику запрещается требовать от гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом данного гражданского служащего.
3.3. Наставник обязан:
1) проводить мероприятия по наставничеству в соответствии с утвержденным индивидуальным планом;
2) содействовать ознакомлению гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, с основными направлениями профессиональной служебной деятельности, полномочиями и организацией работы Правительства Владимирской области, Министерства в целом и отдельных структурных подразделений Министерства, а также с основными правилами служебного поведения и общими принципами профессиональной служебной этики;
3) обеспечивать изучение гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, требований законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Владимирской области, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением им должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы;
4) оказывать практическую и методическую помощь в приобретении умений, необходимых для качественного и своевременного выполнения должностных обязанностей;
5) оказывать помощь гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, в выполнении отдельных поручений;
6) выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
7) информировать непосредственного руководителя гражданского служащего о ходе осуществления наставничества и результатах выполнения индивидуального плана;
8) не позднее 5 рабочих дней со дня завершения срока наставничества представлять руководителю структурного подразделения отзыв о результатах наставничества по форме согласно приложению в„– 3;
9) соблюдать требования Кодекса наставника в соответствии с приложением в„– 4 к Положению.
(подп. 9 введен приказом Министерства культуры Владимирской области от 25.04.2023 в„– 17-н)
3.4. Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, обязан:
1) своевременно и качественно выполнять задачи, поставленные непосредственным руководителем и наставником;
2) учитывать рекомендации наставника, выполнять индивидуальный план мероприятий по наставничеству (при его наличии);
3) сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
4) устранять допущенные ошибки совместно с наставником;
5) повышать уровень профессиональной подготовки, совершенствовать знания и умения, необходимые для эффективного выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы.
3.5. Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
1) обращаться по мере необходимости к наставнику за профессиональным советом для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;
2) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством, с непосредственным руководителем и наставником;
3) представлять непосредственному руководителю обоснованное ходатайство о замене наставника;
4) получать полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения им должностных обязанностей;
5) вносить предложения наставнику об изменении или дополнении индивидуального плана мероприятий по осуществлению наставничества.

4. Контроль за организацией наставничества

4.1. Контроль за организацией наставничества осуществляет руководитель структурного подразделения Министерства, который:
1) определяет кандидатуру наставника и утверждает индивидуальный план мероприятий по осуществлению наставничества;
2) создает необходимые условия для совместной работы наставника и гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
3) координирует деятельность наставника и гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, при необходимости вносит изменения и дополнения в индивидуальный план прохождения наставничества;
4) проводит по окончании срока наставничества индивидуальное собеседование с гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, дает рекомендации по повышению уровня профессиональной подготовки;
5) обеспечивает своевременное представление в отдел кадров и делопроизводства Министерства документов по итогам наставничества, в том числе анкеты, заполненной гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, о процессе прохождения наставничества и работе наставника согласно приложению в„– 5 к Положению.
(подп. 5 в ред. приказа Министерства культуры Владимирской области от 25.04.2023 в„– 17-н)
4.2. Отдел кадров и делопроизводства Министерства осуществляет организационное и документационное сопровождение процедуры наставничества, в том числе:
1) оказывает консультационную помощь в заполнении индивидуального плана мероприятий по осуществлению наставничества и иных документов, необходимых в процессе наставничества;
2) вносит предложения руководителю структурного подразделения Министерства по кандидатуре гражданского служащего для назначения наставником;
3) анализирует, обобщает и распространяет опыт наставничества.

5. Завершение наставничества, стимулирование
работы наставника

5.1. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводит оценку результативности деятельности наставника на основе результатов деятельности наставника и профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество. Оценка проводится с учетом:
а) содействия гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, в успешном овладении им профессиональными знаниями, навыками и умениями, в его профессиональном становлении;
б) содействия в приобретении гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, опыта работы по специальности, направлению подготовки, формирования у него практических знаний и навыков в области профессиональной служебной деятельности;
в) оказания гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, постоянной и эффективной помощи в совершенствовании форм и методов работы;
г) проведения действенной работы по воспитанию у гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, добросовестного отношения к исполнению его должностных обязанностей.
5.2. Результативность деятельности гражданского служащего в качестве наставника по решению представителя нанимателя учитывается:
1) при выплате ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий (порядок выплаты указанной премии наставникам устанавливается представителем нанимателя в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Федерального закона 27.07.2004 в„– 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
2) при решении вопросов, связанных с поощрением или награждением гражданского служащего за безупречную и эффективную гражданскую службу в соответствии со статьей 55 Федерального закона 27.07.2004 в„– 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
3) при присвоении ему классного чина (в случае решения вопроса о присвоении классного чина до истечения срока, установленного для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине);
4) при проведении аттестации, включении в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности, назначении на вышестоящую должность.





Приложение в„– 1
к Положению
о наставничестве


Министру культуры
Владимирской области

от










Заявление

Предлагаю установить в отношении

(ФИО, должность гражданского служащего, в отношении которого планируется
осуществлять наставничество) наставничество сроком на

(период осуществления наставничества) и назначить наставником


(ФИО, должность наставника).
Дисциплинарных взысканий и взысканий за коррупционные правонарушения не имеет, служебная проверка в отношении (ФИО наставника) не проводится.


Должность
непосредственного руководителя
подпись

расшифровка

Согласен осуществлять наставничество

(ФИО, должность гражданского служащего, в отношении которого планируется
осуществлять наставничество) с

по
.



Должность наставника
подпись

расшифровка





Приложение в„– 2
к Положению
о наставничестве


УТВЕРЖДАЮ



(руководитель структурного подразделения)



(подпись, расшифровка подписи)

"____" _________________ 20___ г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
мероприятий по осуществлению наставничества

ФИО и должность гражданского служащего,
в отношении которого осуществляется наставничество
ФИО и должность наставника




Период наставничества: с "___" ________ 20__ г. по "___" ________ 20__ г.

в„– п/п
Наименование и содержание мероприятий
Ответственный за выполнение
Отметка о выполнении
1.
Представление гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, коллективу
Непосредственный руководитель

2.
Ознакомление гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, с рабочим местом, его дооборудование (дооснащение)
Наставник

3.
Ознакомление со структурным подразделением, его полномочиями, задачами, особенностями службы
Наставник

4.
Ознакомление с историей создания государственного органа, его традициями
Наставник

5.
Представление справочной информации
Отдел кадров и делопроизводства

6.
Изучение системы органов исполнительной власти Владимирской области, структуры Правительства и его полномочий
Наставник

7.
Информирование о правилах служебного распорядка, порядка выполнения должностных обязанностей
Отдел кадров и делопроизводства

8.
Ознакомление с должностным регламентом и положением о структурном подразделении
Отдел кадров и делопроизводства

9.
Ознакомление с ограничениями и запретами на государственной службе и антикоррупционным законодательством, с Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих
Отдел кадров и делопроизводства

10.
Ознакомление с административными процедурами и системой документооборота, с используемыми программными продуктами, с порядком и особенностями ведения служебной документации
Отдел кадров и делопроизводства

11.
Ознакомление с планами, целями и задачами Министерства культуры и структурного подразделения
Наставник

12.
Совместная постановка профессиональных целей и задач, разработка планов их достижения
Наставник

13.
Ознакомление с деятельностью подведомственных учреждений
Наставник

14.
Выполнение практических заданий в соответствии с должностным регламентом
Наставник

15.
Консультирование гражданского служащего по вопросам, связанным с его профессиональной служебной деятельностью
Наставник

16.
Контроль выполнения практических заданий (ответы на обращения граждан, подготовка писем и т.д.)
Отдел кадров и делопроизводства

17.
Проверка знаний и навыков, приобретенных за время работы
Наставник

18.
Подготовка отзыва о результатах наставничества
Наставник

19.
Иные мероприятия (по решению руководителя структурного подразделения, непосредственного руководителя, наставника)
Наставник


Наставник:


"___" ________ 20__ г.

(подпись, расшифровка подписи)



С настоящим планом ознакомлен.
Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество:

"___" ________ 20__ г.
(подпись, расшифровка подписи)






Приложение в„– 3
к Положению
о наставничестве

ОТЗЫВ
о результатах наставничества

1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и замещаемая должность наставника:

.
2. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и замещаемая должность государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий), в отношении которого осуществлялось наставничество:

.
3. Период наставничества: с

20

г. по

20

г.
4. Информация о результатах наставничества:
а) гражданский служащий изучил следующие основные вопросы профессиональной служебной деятельности:

;
б) гражданский служащий выполнил по рекомендациям наставника следующие основные задания:


;
в) гражданскому служащему следует устранить следующие недостатки при исполнении должностных обязанностей (заполняется при необходимости):

;
г) гражданскому служащему следует дополнительно изучить следующие вопросы:

.
5. Определение профессионального потенциала гражданского служащего и рекомендации по его профессиональному развитию:

.
6. Дополнительная информация о гражданском служащем, в отношении которого осуществлялось наставничество (заполняется при необходимости):
.



Отметка об ознакомлении
непосредственного руководителя
гражданского служащего,
в отношении которого осуществлялось наставничество, с выводами наставника

Наставник

(должность)

/



/

(подпись)

(расшифровка подписи)

(подпись)

(расшифровка подписи)
"

"

20

г.

"

"

20

г.





Приложение в„– 4
к Положению
о наставничестве

КОДЕКС НАСТАВНИКА
Список изменяющих документов
(введен приказом Министерства культуры Владимирской области
от 25.04.2023 в„– 17-н)

1. Постоянно работайте над повышением своего профессионального и культурного уровня.
2. Будьте примером.
3. Все, что вы требуете от наставляемого, вы должны знать и уметь сами.
4. Не забывайте, что наставник является руководителем процесса обучения, а не руководителем наставляемого.
5. Ведите диалог с наставляемым на равных, будьте дипломатичны.
6. Не говорите плохо о государственном органе и руководстве.
7. Будьте лояльны по отношению к государству.
8. Не обсуждайте с наставляемым личные качества и недостатки ваших коллег и руководителей.
9. Не обсуждайте со своими коллегами личные качества и недостатки ваших подопечных.
10. Четко и понятно формулируйте задачи.
11. Правильно распределяйте время работы.
12. Комбинируйте различные способы обучения.
13. Творчески подходите к выполнению своей работы.
14. Всегда давайте обратную связь как положительную, так и отрицательную.
15. Оценивайте не личность наставляемого, а проделанную им работу.
16. Хвалите наставляемого, если проделанная им работа заслуживает одобрения.
17. Уважайте мнение наставляемого.
18. Не бойтесь признавать свои ошибки.
19. Помогайте наставляемому преодолевать возникающие трудности.
20. Не допускайте, чтобы ваше плохое настроение сказывалось на работе с наставляемым.





Приложение в„– 5
к Положению
о наставничестве
Список изменяющих документов
(введено приказом Министерства культуры Владимирской области
от 25.04.2023 в„– 17-н)

АНКЕТА
гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось
наставничество, о процессе прохождения наставничества и работе
наставника

Уважаемый сотрудник!
Предлагаем Вам принять участие в оценке наставничества в Министерстве
культуры Владимирской области.

(Ваши ФИО)

(ФИО наставника)

Ваши ответы помогут при выявлении наиболее типичных трудностей, с которыми
сталкивается сотрудник на новом месте работы.
В результате Ваших искренних ответов на вопросы этой анкеты будут
определены лучшие наставники, а также выявлены проблемы адаптации
сотрудников в процессе наставничества.

Используя шкалу от 1 до 10
(где 10 - максимальная оценка, 1 - минимальная оценка)
проведите оценку по нижеследующим параметрам.

Вопрос
Оценка
Достаточно ли было времени, проведенного с Вами наставником, для получения необходимых знаний и умений?

Как бы Вы оценили требовательность наставника

Насколько полезными в работе оказались полученные в ходе наставничества теоретические знания по Вашей специализации

Насколько полезными в работе оказались полученные в ходе наставничества практические навыки по Вашей должности

Насколько быстро Вам позволили освоиться на новом месте работы знания об истории, культуре, принятых нормах и процедурах работы внутри государственного органа

Являются ли полученные в ходе наставничества знания и умения достаточными для самостоятельного выполнения обязанностей, предусмотренных Вашей должностью

Расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из методов при оценке времени, потраченного наставником на различные способы обучения при работе с Вами

Самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте

(1 - метод почти не использовался, 10 - максимальные затраты времени)
Самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону

(1 - метод почти не использовался, 10 - максимальные затраты времени)
Личные консультации в заранее определенное время

(1 - метод почти не использовался, 10 - максимальные затраты времени)
Личные консультации по мере возникновения необходимости

(1 - метод почти не использовался, 10 - максимальные затраты времени)
Поэтапный совместный разбор практических заданий

(1 - метод почти не использовался, 10 - максимальные затраты времени)

Какой из перечисленных методов Вы считаете самым эффективным и почему?






Какие наиболее важные, на Ваш взгляд, знания и умения для успешного выполнения должностных обязанностей Вам удалось освоить благодаря прохождению наставничества?








Кто из коллег, кроме наставника, особенно помог Вам в период адаптации?








Что в процессе адаптации было наиболее сложным?








Кратко опишите Ваши предложения и общие впечатления от работы с наставником:










наименование должности (подпись) (расшифровка подписи)


20

г.


------------------------------------------------------------------